Градостроительный кодекс РФ

Решение Верховного суда: Определение N ВАС-13427/12 от 03.12.2012 Высший арбитражный суд, надзор

5_394352

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о передаче дела в Президиум

Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

№ ВАС-13427/12

Москва 03 декабря 2012 г.

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Г.Г.Поповой, судей О.М.Козырь, Е.М.Моисеевой рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества «Пушкинская Десять» и общества с ограниченной ответственностью «Ф.В.Саватзки Интернэшнл» о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2011 по делу № А40-98073/11 84-595, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.06.2012 по тому же делу, принятых по заявлению открытого акционерного общества «Пушкинская Десять» (далее – общество «Пушкинская Десять») и общества с ограниченной ответственностью «Ф.В. Саватзки Интернэшнл» (далее – общество «Ф.В. Саватзки Интернэшнл») к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (далее – департамент)

о признании недействительным проекта разделения жилого квартала

Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://www.arbitr.ru/

(информация о движении дела, справочные материалы и др.). № 72, ограниченного улицей Большая Дмитровка, Дмитровским переулком, улицей Петровка, улицей Кузнецкий мост, на участки зданий и сооружений в части формирования земельного участка общественной зоны, расположенного между зданиями заявителей по адресам: Москва ул. Большая Дмитровка, владение 10/2, строение 4 и ул. Большая Дмитровка, владение 10/2, строение 5;

о признании недействительным распоряжения департамента от 23.05.2011 № 2085 «О перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0001042:35, 77:01:0001042:39 и земель находящихся в государственной собственности в кадастровом квартале 77:01:0001042» и возложении на департамент обязанности в течение 10 дней после вступления решения суда в силу принять новое распоряжение сформировав земельный участок, относящийся к принадлежащему обществу «Пушкинская Десять» зданию, расположенному по адресу Москва, ул. Большая Дмитровка, владение 10/2, строение 4, в границах указанных предварительными материалами, подготовленными обществом с ограниченной ответственностью «Мега-Лэнд ГЕО» (далее – общество «Мега-Лэнд ГЕО»);

о признании недействительным распоряжения департамента от 20.06.2011 № 2771 «Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001042:42:41» и возложении на департамент обязанности в течение 10 дней после вступления решения суда в силу вынести новое распоряжение, сформировав земельный участок относящийся к принадлежащему обществу «Ф.В. Саватзки Интернэшнл зданию, расположенному по адресу: Москва, ул. Большая Дмитровка владение 10/2, строение 5, в границах, указанных предварительными материалами, подготовленными обществом «Мега-Лэнд ГЕО».

Другие лица, участвующие в деле: третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее – Москомархитектура), Государственное унитарное предприятие города Москвы «Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры» (далее – предприятие).

Суд установил:

решением Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2012 решение от 16.12.2011 оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 28.06.2012 указанные судебные акты оставлены без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре судебных актов в порядке надзора общества «Пушкинская Десять» и «Ф.В.Саватзки Интернэшнл» указывают на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права.

Изучив материалы дела и доводы заявителей, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Общество «Пушкинская Десять» с 1993 года является собственником здания 1917 года постройки, расположенного по адресу: г. Москва ул. Большая Дмитровка, дом 10/2 строение 4 (или дом 10 строение 4), общей площадью 2 394,3 кв.метров, площадью застройки 921 кв.метров Право собственности общества зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) 21.02.2007.

В 2004 году общество «Пушкинская Десять» обратилось в департамент с заявлением о формировании земельного участка для эксплуатации здания с целью заключения договора аренды. Департамент сформировал два земельных участка: первый в габаритах здания площадью 913 кв.метров, с кадастровым номером 77:01:0001042:35, с разрешенным использованием «эксплуатация здания под административные цели» и второй площадью 720 кв.метров, с кадастровым номером 77:01:0001042:39, с разрешенным использованием «благоустройство территории».

Распоряжения префекта Центрального административного округа Москвы 2005 года, утверждающие выделение двух указанных участков были обжалованы обществом «Пушкинская Десять» в арбитражный суд Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 26.05.2006 по делу № А40-31911/05-96-261, указанные распоряжения признаны незаконными, на департамент возложена обязанность предоставить в аренду обществу один земельный участок с учетом территории, необходимой для использования здания.

Между тем, данная обязанность не исполнена, договор аренды с обществом не заключен.

Общество «Ф.В. Саватзки Интернэшнл» является собственником здания 1917 года постройки, расположенного по адресу: г. Москва ул. Большая Дмитровка, дом 10/2 строение 5 (или дом 10 строение 5), общей площадью 355 кв.метров (свидетельство о государственной регистрации права в ЕГРП от 16.07.2003).

Здание расположено в пределах земельного участка площадью 202 кв.метра, с кадастровым номером 77:01:0001042:41, к которому примыкает участок с кадастровым номером 77:01:0001042:40, площадью 250 кв.метров, с разрешенным использованием «благоустройство территории».

С целью выкупа земельных участков, занятых зданиями и необходимых для их использования, заявители 31.03.2011 обратились через службу «одного окна» территориального управления Центрального административного округа департамента с заявлением об издании распоряжения об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровой карте (плане) территории.

В заявлении общества, основываясь на предварительных материалах с данными геодезических работ, подготовленных обществом «Мега-Лэнд ГЕО», предложили сформировать обществу «Пушкинская Десять» единый земельный участок площадью 1826 кв.метров путем объединения участка площадью 913 кв.метров, с кадастровым номером 77:01:0001042:35, для эксплуатации здания и участка площадью 720 кв.метров, с кадастровым номером 77:01:0001042:39, для благоустройства территории, а также с целью необходимости корректировки улично-дорожной сети по контуру выступов здания и устранения чересполосицы увеличить участок на 193 кв.метра за счет участка с кадастровым номером 77:01:0001042:40 площадью 250 кв.метров, сформированного ранее для общества «Ф.В. Саватзки Интернэшнл» с целью благоустройства территории.

В свою очередь, для общества «Ф.В. Саватзки Интернэшнл предложено сформировать единый земельный участок площадью 404 кв.метра, объединив участок площадью 202 кв.метра с кадастровым номером 77:01:0001042:41 под зданием и участок площадью 250 кв.метров с кадастровым номером 77:01:0001042:40 для благоустройства территории за вычетом из него 48 кв.метров и с включением в него части территории не входящей в состав какого-либо земельного участка.

В порядке, предусмотренном Регламентом подготовки документов в режиме «одного окна», утвержденным постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 № 643-ПП «Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год», департаментом были приняты оспариваемые распоряжения от 23.05.2011 № 2085 «О перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0001042:35, 77:01:0001042:39 и земель, находящихся в государственной собственности в кадастровом квартале 77:01:0001042» и от 20.06.2011 № 2771 «Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001042:42:41».

Департаментом предложения заявителей приняты не были и сформированы три земельных участка: для общества «Ф.В. Саватзки Интернэшнл» границы участка с кадастровым номером 77:01:0001042:42:41 уточнены, его площадь составила вместо 202 кв.метров 245 кв.метров; участки с кадастровыми номерами 77:01:0001042:35, 77:01:0001042:39 и участок земель государственной собственности перераспределены и для общества «Пушкинская Десять сформирован участок, занятый зданием и необходимый для его использования площадью 1353 кв.метра; между новыми земельными участками заявителей сформирован земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001042:40 площадью 626 кв.метров как территория общего пользования, предназначенная в том числе для благоустройства территории, размещения детской площадки и жителей домов 2,4,6 по Дмитровскому переулку.

Департамент сообщил заявителям, что оспариваемые распоряжения были приняты на основании проекта разделения жилого квартала №72, разработанного Москомархитектурой в 2006 году и утвержденного распоряжением департамента от 06.03.2007 № 59 «Об утверждении проекта межевания кварталов».

Полагая, что проект межевания жилого квартала №72 не соответствует требованиям статей 43, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс), поскольку по нему не проводились публичные слушания и он утвержден неполномочным органом, заявители обратились с требованием о признании его недействительным по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Указав, что земельные участки сформированы департаментом с нарушением правил абзаца 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), поскольку не учтено фактическое землепользование и их площадь является недостаточной для эксплуатации зданий, общества оспорили также приведенные распоряжения о формировании земельных участков.

Исходя из того, что общества в заявлении сообщили, что о формировании участков на основании проекта межевания жилого квартала №72 они узнали в 2009 году, поэтому пропустили трехмесячный срок на подачу заявления, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако ходатайство о его восстановлении не заявили, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования о признании недействительным оспоренного проекта межевания в связи с пропуском срока на его обжалование.

Отказывая в удовлетворении требований о признании недействительными распоряжений, суд исходил из того, что данные распоряжения соответствуют статье 36 Земельного кодекса, статьям 42,45 Градостроительного кодекса, статье 12 Закона города Москвы от 19.12.2007 №48 «О землепользовании в городе Москве», поскольку они были приняты на основании проекта межевания, утвержденного в установленном порядке уполномоченным органом.

Кроме того, суд указал, что исходя из статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативным актом признается документ, содержащий обязательные предписания, влекущие юридические последствия, и нарушающий субъективные гражданские права и охраняемые законом интересы, и пришел к выводу, что проект межевания территории квартала не является ненормативным актом поэтому указал, что заявители избрали неверный способ защиты предполагаемого нарушенного права.

Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с выводами суда первой инстанции.

Между тем, сделав вывод о том, что проект межевания территории квартала не обладает признаками ненормативного акта, суды, тем не менее, применили срок на подачу заявления об оспаривании ненормативного акта, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и не указали, по каким нормам процессуального закона подлежит обжалованию данный акт.

Арбитражный суд по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает принятые органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами или должностными лицами акты, содержащие нормы права (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие для неопределенного круга лиц юридические последствия.

По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает акты государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, осуществляющих публичные полномочия, не содержащие норм права, а устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц.

Из статьи 41 Градостроительного кодекса (в редакции Федерального закона №258-ФЗ от 29.12.2006, действующей на момент утверждения оспариваемого проекта межевания территории) следует, что проекты межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры установленных проектами планировки территорий (часть 1 статьи 43 Градостроительного кодекса).

Подготовка данных проектов осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа (часть 3 статьи 43 Градостроительного кодекса).

Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту (части 2,4 статьи 43 Градостроительного кодекса).

В части 5 статьи 43 данного Кодекса предусмотрено, что проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: 1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; 2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений сооружений; 3) границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; 4) границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; 5) границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; 6) границы территорий объектов культурного наследия; 7) границы зон с особыми условиями использования территорий; 8) границы зон действия публичных сервитутов.

В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков (часть 6 статьи 43).

В силу части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 Градостроительного кодекса).

В соответствии с частью 12 статьи 45 Градостроительного кодекса уполномоченные органы исполнительной власти в течение тридцати дней осуществляют проверку подготовленной на основании их решения документации по планировке территории на соответствие требованиям указанным в части 10 названной статьи. По результатам проверки указанные органы в течение семи дней принимают решение о направлении такой документации соответственно в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главе местной администрации на утверждение или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

Документация по планировке территории утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации; в течение семи дней со дня ее утверждения направляется главе поселения, главе городского округа применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, которые обеспечивают опубликование документации по планировке территории (проектов планировки и межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет» (части 14,15,16 статьи 45 Градостроительного кодекса).

Порядок подготовки документации по планировке территории подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации (часть 19 статьи 45).

В силу пункта 2 статьи 4 Закона города Москвы от 25.06.2008 №28 «Градостроительный кодекс города Москвы», вступившего в действие 08.08.2008, проекты документации по планировке территории подлежат рассмотрению на публичных слушаниях в порядке, установленном данным Кодексом. Результаты публичных слушаний являются основанием для внесения изменений в указанные проекты или принятия решений о нецелесообразности утверждения указанных проектов.

Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектов межевания на территории города Москвы на момент разработки оспариваемого проекта межевания и его утверждения регулировался Временным положением, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 29.11.2005 №941-ПП, которым публичные слушания по данным проектам предусмотрены не были.

В судебной практике отсутствует единообразие по вопросу о том обладает проект межевания территории признаками ненормативного акта или является нормативным правовым актом.

Исходя из приведенных норм Градостроительного кодекса в их совокупности некоторые федеральные арбитражные суды делают вывод о том, что проект межевания территории является нормативным актом поскольку содержит предписания, рассчитанные на неоднократное применение, обязательные для применения неопределенным кругом лиц всеми лицами, которые имеют в собственности или пользовании земельные участки, расположенные на данной территории, а также всеми иными лицами, которые будут осуществлять какую-либо строительную деятельность, капитальный ремонт или реконструкцию зданий, прокладку коммуникаций, новых магистралей и улиц, государственными органами и должностными лицами, которые дают разрешения и различные согласования на осуществление такой деятельности. Названные лица должны осуществлять свою деятельность с учетом установленных указанным актом нормативов, коэффициентов плотности и параметров застройки, а также с учетом красных линий, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, и с учетом территорий общего пользования, то есть территорий, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Такой позиции, в частности, придерживается Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлениях от 31.01.2011 по делу № А56-87063/2009, от 05.05.2011 по делу №А56-9823/2010, а также Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 06.10.2011 по делу №А12-24590/2010.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа, напротив рассматривает данные дела по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагая, что данный акт затрагивает интересы ограниченного круга лиц – собственников и пользователей земельных участков определенной территории (постановления от 04.04.2012 по делу № А71-5413/2010, от 15.12.2010 по делу №А07-7139/2010).

В целях установления единообразной судебной практики толкования арбитражными судами юридической природы проектов межевания территорий, утверждаемых публичными органами, дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело № А40-98073/11-84-595 Арбитражного суда города Москвы для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2011, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.06.2012.

Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзыв в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора в срок до 15.01.2013

Председательствующий ______________ Г.Г.Попова судья Судья ______________ О.М.Козырь Судья ______________ Е.М.Моисеева

Комментарии ()

    Судебная практика по статье 45 Градостроительный кодекс РФ

    [[$footer]]