Московский вокзал с его железнодорожными линиями волноломом разделяет Канавино на две части.

Московский вокзал

Московский вокзал

 

Завокзальная часть -бывшее село Гордеевка.

Московское шоссе. Гордеевка. Фото Ермаков .А.В. 2013г Завокзальная часть. Село Гордеевка Вид на Гордеевку. Фото Ермаков А.В. 2013 г Завокзальная часть. Село Гордеевка

 

Еще в XVII веке богатый солепромышленник Строганов приобрел это село в собственность, построил для своей семьи загородный дом, а в 1693-1697 годах возвел церковь Смоленской Божией матери. Через несколько лет храм стал приходским. Он  дожил до наших дней, и сейчас, к большой радости, в нем снова служат.

Церковь Смоленской Божией матери. Фото Ермаков .А.В. 2013 г

Церковь Смоленской Божией матери. Фото Ермаков .А.В. 2013 г

 

Как и у всех церквей, у нее были повреждены проемы яруса звона колокольни. Их ломали для того, чтобы выбросить колокола, в эти проемы не пролезавшие. Безбожники старались проделать все это как можно быстрее, потому что колокола являлись символом не только веры, но и прежней жизни нижегородцев. Ведь церковный звон был неотъемлемой частью тогдашнего быта: колокола звонили каждый день, призывая к молитве; звонили по праздникам, создавая у людей возвышенный настрой; звонили, предупреждая жителей о набеге или пожаре. И почти непрерывный звон слышали люди в годы страшных эпидемий (например, чумы), веруя, что он спасет их от неминуемой болезни, и может быть, смерти.

И это не было предрассудком, как до недавнего времени рассказывали школьникам на уроках. Оказывается, звоны даже на довольно больших расстояниях от церкви создают определенные звуковые поля, губительные для возбудителей болезней. И что любопытно: церкви размещались именно так, чтобы зоны действия звонов перекрывались. Почему? Неужели наши предки знали то, что мы  до сих пор не уразумели? Трудно сказать.

Рассмотрите фото, на них храм в дореволюционное время и конеце  двадцатого века. 

Церковь Смоленской Божией матери

Церковь Смоленской Божией матери. Дореволюционная фотография. Церковь Смоленской Божией матери. Дореволюционная фотография. Церковь Смоленской иконы Божьей Матери в селе Гордеевке. Фото А. О. Карелина Церковь Смоленской Божией матери Церковь Смоленской Божией матери Церковь Смоленской Божией матери Церковь Смоленской Божией матери. Конец ХХ века.

 

Прогуливаясь по Гордеевке, нельзя не обратить внимания на Владимирский собор, возвышающийся по соседству с прекрасной Смоленской церковью.

Владимирский собор

Владимирский собор

 

В конце ХХ века не сразу можно было понять, что это за здание. Посмотрите на фото. Таким собор был до революции, сразу после окончания строительства в 1908 году. Наверное, немало искусства и смекалки приложили строители, чтобы возвести храм. Какой кружевной рисунок сумели они воспроизвести при помощи самого простого материала - кирпичей. И отделан храм очень аккуратно, а значит, с любовью.

Владимирский собор до революции.

Владимирский собор Владимирский собор

 

В конце же ХХ века мы видели выбитые окна, закопченные стены, грязь и запустение. Небыло ни купола, ни маковок. Здание истекало паром. И гремел в прежнем храме хлебозавод.

Владимирский собор в конце ХХ века

Вот что сделали люди с Владимирским собором. Конец ХХ века Владимирский собор. Конец ХХ века Лучшая сторона бывшего Владимирского собора. Хорошо заметны выбитые стёкла и копоть. Конец ХХ века

 

Справа на первой из дореволюционных фото запечатлен пруд - и даже не один! Их два. Там, где стоит сарай, начиналась земляная возвышенность, разделявшая два водоема. Прудов тоже нет. Их засыпали совсем недавно для того, чтобы поставить на этом месте гаражи.

Вид на Церкви Владимирской и Смоленской Божией матери со стороны гаражей

Вид на Церкви Владимирской и Смоленской Божией матери со стороны гаражей

 

А раньше, до революции, на праздник Крещения священник из близлежащего храма подходил к проруби, специально заготовленной для этого случая, и святил воду.

Но все возвращается на круги своя, и сейчас храм восстановлен и блистает прежним великолепием.

Восстановленный Владимирский собор. Фото Ермакова А. В. 2013 г.

Восстановленный Владимирский собор. Фото Ермакова А. В. 2013 г.

 

Недалеко от прудов располагался ипподром, где устраивались скачки.

Слева Владимирская церковь, справа ипподром. Село Гордеевка.

Слева Владимирская церковь, справа ипподром. Село Гордеевка

 

Там можно было и выиграть, и проиграть довольно значительную сумму Разгоряченных лошадей поили из этих же прудов. Но это, конечно, летом. Конюшни тоже находились поблизости. Причем некоторые из них располагались в первых этажах жилых домов.

Ипподром. Село Гордеевка.

Ипподром. Село Гордеевка Ипподром. Село Гордеевка

 

Один из таких домов (ул. Магнитогорская, дом №3) стоит до сих пор. Кажется, что этот симпатичный дом не изменился с той поры. Но вот немолодые уже потомки прежнего крепкого хозяина Ефима Ильича Емелина знают, что это не так. Дом стал очень стар, даже дряхл. 

От улицы Магнитогорской прогуляемся пешком до тоннеля, ведущего к Московскому вокзалу. Это совсем рядом. И пойдем мы по улице Гордеевской, главной улице прежнего села. Только сначала рассмотрим фото.

Улица Гордеевская в начале ХХ века. Первый дом слева - бывший дом Батуркиных.

Улица Гордеевская в начале ХХ века. Первый дом слева - бывший дом Батуркиных.

 

Такой была эта улица в начале века. Обратите внимание: опять то же самое, что и на Мартыновской: нет ни одного дерева! Пыльная грязная дорога! А на ней колодец, где брали воду для питья!

Взглянем еще раз на Дмитриевскую фотографию. Вот на этот дом слева, где трактир.

Трактир "Старая казань". Фрагмент фото М.П. Дмитриева

Трактир Старая казань. Фрагмент фото М.П. Дмитриева

 

Он и сейчас жив. Это бывший дом Батуркиных.

Бывший дом Батуркиных

Бывший дом Батуркиных. Конец ХХ века Бывший дом Батуркиных. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

 

Когда-то хозяин держал на первом этаже паточную фабрику. Сейчас же дом похож на гримасу: чердачное помещение свалилось назад, крыльцо завалилось набок, крыша сорвана, полы наклонены. Дом умирает, но люди, в том числе и потомки прежних хозяев, наперекор всему живут в нем, надеясь на лучшее. Дай Бог! 

Улица Гордеевская. 

Улица Гордеевская. 70-е гг. прошлого века Улица Гордеевская. 70-е гг. прошлого века. Улица Гордеевская. Первый дом слева - бывший дом Батуркиных. Фото Ермаков А.В. 2013 г.
 

Старой улицы практически нет, но сохранилось красивое высокое здание, принадлежавшее ранее купцу Теребилину (оно на этом же снимке вдали слева). Внизу, на первом этаже, он содержал магазин, а второй и третий этажи занимала его семья. Посмотрите на современное фото этого здания.

Бывший дом Теребилиных. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

Бывший дом Теребилиных. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

 

Старожилы о купце отзываются хорошо. Рассказывают, что он был справедлив и в этой строгости и справедливости воспитывал двух сыновей, которым к 1917 году было лет по 16-17.

Внешне здание сохранило свою привлекательность и почти не изменилось. Только нет башенок на крыше. Их "забыли" восстановить после замены кровельного железа. Магазин в доме все работает, и люди - так уж повелось -называют его Теребиловкой. Так что не все умерло. Осталась людская память. Да еще и плитки на полу магазина все те же, купеческие. В правом углу здания, в подвальчике, открылся коммерческий магазин, и новые хозяева отдали дань уважения прежнему владельцу назвав свою торговую точку "Теребиловским магазином".

Бывший дом Теребилиных. Конец ХХ века.

Бывший дом Теребилиных. Конец ХХ века.

 

А что же произошло с самим хозяином и его семьей? Никто не знает... Помнят только, как у купца отбирали имущество, как куда-то увозили, как два его сына сумели кое-какие вещи подарить простым людям, жившим поблизости. В частности, в одном из старых домов до сих пор стоят теребилинские вещи: шкаф и трюмо. 

Сохранившийся шкаф Теребилиных Сохранившийся шкаф Теребилиных. Фрагмент. Сохранившееся трюмо Теребилиных

 

Вещи, наверное, уже пережили своих прежних хозяев. И ничего тут не сделаешь. Недолог путь человеческий. Все на земле смертно. Умирают даже улицы. Так, например, нет теперь улицы Водопроводной, что была неподалеку от теребилинского особняка. На ее месте сейчас дворы больших панельных домов. И совсем уж мало кто знает, что улица-то погибла под псевдонимом. А настоящее ее имя - "Зараевская дача".

Незаметно мы подошли к тоннелю. Он приводит нас на Вокзальную площадь. Задержимся здесь ненадолго.

Вокзал до революции был другим. Уютным, оригинальным, чем-то напоминавшим бывший царский павильон, сохранившийся вблизи правого крыла.

Вокзал Московско-Курской железной дороги. Московский вокзал.

Вокзал Московско-Курской железной дороги Вокзал Московско-Курской железной дороги. Из личного архива. Вокзал Московско-Курской железной дороги Вокзал Московско-Курской железной дороги пл. Революции. Московский вокзал. Московский вокзал. 60-е гг. прошлого века Московский вокзал. 60-е гг. прошлого века пл. Революции Горький. Московский вокзал. Фото Алексея Белобородова. 1982 -86 гг Горький. Московский вокзал. Фото Алексея Белобородова. 1982 -86 гг

 

Царский павильон. Канавино. Железнодорожный вокзал.

Царский павильон. Канавино. Железнодорожный вокзал. Царский павильон. Канавино. Железнодорожный вокзал. Царский павильон. Канавино. Железнодорожный вокзал. Царский павильон. Канавино. Железнодорожный вокзал.

 

От вокзала были видны триумфальные ворота и многое-многое другое, что теперь безвозвратно потеряно. Прежде - и теперь.

Триумфальные ворота (снесены). Видны инициалы царя Триумфальные ворота. Слева - полицейская часть со смотровой вышкой Здание бывшей полицейской части. Конец ХХ века Здание бывшей полицейской части. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

 

Если захочется, пройдите по улице Советской в сторону Оки. Вот бывшее Сорокинское подворье (дом №13). Здесь располагались гостиницы.

Бывшее Сорокинское подворье (дом №13) 

Бывшее Сорокинское подворье (дом №13) Бывшее Сорокинское подворье (дом №13). Бывшее Сорокинское подворье (дом №13).

 

Вот дом с чашей, обвитой змеей. Здесь было медицинское учреждение (еще версия - банк).

Дом со змеями. Центральная библиотека им Ленина В.И. Наши дни.

Дом со змеями. Центральная библиотека им Ленина В.И. Наши дни

 

А почему мы так быстро об этом догадались? Да потому, что образ змеи посвящен древнегреческому богу врачевания Асклепию (у древних римлян он звался Эскулапом), а значит - медицине.

Дом со змеями. Конец ХХ века

Дом со змеями. Конец ХХ века

 

Послушаем легенду о змее.

Жил-был Гильгамеш - отважный царь одного из городов в Месопотамии. Но случилось вдруг что-то с его народом. Стали люди болеть и быстро умирать. Гильгамеш понял, что, если он не поможет своему народу, царство исчезнет. Пошел тогда Гильгамеш к могущественному Уруинингине просить помощи. Дело в том, что тот был бессмертен и знал тайны растений. Пришел Гильгамеш, рассказал обо всем Уруинингине, и тот подарил ему для спасения людей цветок бессмертия. Взяв цветок, царь отправился назад. По дороге он остановился отдохнуть около озера и положил цветок на землю. Вдруг вылезла из воды змея и съела цветок. С тех пор змея - символ бессмертия, а ее облик неразрывно связан с атрибутами медицины, стараниями которой мы тщимся удлинить себе жизнь. Теперь Центральная библиотека им Ленина В.И.  

Наискосок от дома со змеями стояли пожарная каланча и часовня.

Ярмарочная пожарная каланча и часовня. Дореволюционная фотография.

Ярмарочная пожарная каланча и часовня. Дореволюционная фотография. Ярмарочная пожарная каланча

 

Сейчас ничего этого уже нет.

ул. Советская, пл. Ленина

ул. Советская, пл. Ленина

 

Как нет и прекрасной Владимирской церкви, находившейся неподалеку. Она погибала постепенно: потихоньку растаскивали иконы, понемногу ломали здание. И только после войны 1941-1945 годов ее снесли с лица земли окончательно. На ее месте теперь цирк.

Раньше, на том месте, где ныне расположен Нижегородский цирк, стояла Владимирская церковь. Фото Ермаков А.В 2013 г.

 

Нижегородский цирк. Фото Ермаков А.В 2013 г.

 

Вот бывший дом священника.

Дом, в котором жил Священник Владимирской церкви. Конец ХХ века

Дом, в котором жил Священник Владимирской церкви. Конец ХХ века

 

А вот в этом доме красного кирпича, что через дорогу, жил причт.

Дом, в котором жил причт Владимирской церкви. Фото Ермакова А.В. 2013 г.

Дом, в котором жил причт Владимирской церкви. Фото Ермакова А.В. 2013 г

 

Не поленитесь, загляните во двор. Вы увидите там забавные кирпичные сараи с балконом. Они тоже когда-то принадлежали церкви.

Сараи, которые когда-то принадлежали Владимирской церкви. Конец ХХ века.

Сараи, которые когда-то принадлежали Владимирской церкви. Конец ХХ века.

 

Она была красива, эта Владимирская церковь с голубыми куполами. Построили ее в 1812 году купцы Вологдин и Загибенин.  А до нее на этом месте стояла Владимирская церковь 1734 года, тоже каменная.  А еще раньше здесь был деревянный храм. Построил его в конце XVI века инок Порфирий, которого выслал в Нижний Новгород царь Иван Грозный. Вот такая история.

То, что мы видим на фотографиях, это уже труды старосты Д.Н. Бабушкина. Он на свои средства, но не без помощи прихожан, отремонтировал церковь после сильного пожара 1871 года и расширил ее.

Владимирская церковь

Владимирская церковь Владимирская церковь. Фрагмент фото. Владимирская церковь. Фрагмент фото. Владимирская церковь. Фрагмент фото. Владимирская церковь. Фотография сделана вскоре после революции. Колокола уже сброшены.

 

В церкви находились древние иконы:

1. Икона Спасителя из той, старинной деревянной церкви, упоминаемой в 1621 ГОДУ;

2. Икона Боголюбской Божией Матери;

3. Икона Владимирской Божией Матери;

4. Икона Богоматери Всех Скорбящих Радости.

И еще было напрестольное Евангелие, написанное в 1627 году. Все исчезло. Хорошо еще, если хоть что-то у кого-то где-то хранится. А скорее, все сожгли, как это было тогда принято. Ну что тут поделаешь? Мы изменить уже ничего не можем. Церкви - нет, цирк – есть. Рушить его - не наша задача. Вспомнить и уже не забывать - вот она, цель.

Поэтому хотелось бы рассказать еще об одном храме, о котором пишут крайне редко, и теперь уже мало кто может хоть что-то о нем рассказать... Здание церкви, только без купола и колокольни, сохранилось, и в последние годы его реставрируют, восстанавливают когда-то оскверненный храм.

Церковь Преображения Господня при бывшем Канавинском кладбище. Наши дни.

Церковь Преображения Господня при бывшем Канавинском кладбище. Наши дни. Церковь Преображения Господня при бывшем Канавинском кладбище. Наши дни.

 

Он прячется за старыми деревьями, которые помнят его совсем другим... Интересно местоположение храма. Он как бы венчает собой бывшую Елизаветинскую улицу, которая, если подумать, очень напоминала путь человека в жизни: работа, отдых, храм, опять работа и наконец кладбище. Сейчас эта улица называется Коммунистической.

Вид Владимирской церкви и кладбищенской Спасо - Преображенской церкви с пожарной вышки.

Вид Владимирской церкви и кладбищенской Спасо - Преображенской церкви с пожарной вышки.

 

Что же произошло с Божьим храмом? Оказывается, в него, в святая святых, когда-то давно и прочно поселился Дом пионеров,  отринув все старое. Пионеры и бывшие пионеры, ну и просто дети, посещавшие это здание, даже понятия не имели, что занимались они в бывшей кладбищенской Спасо-Преображенской церкви, где отпевали покойников, что под церковью находится склеп, что вокруг церкви хоронили нижегородцев-благотворителей.

Бывшая кладбищенская Спасо - Преображенская церковь. Конец ХХ века.

Бывшая кладбищенская Спасо - Преображенская церковь. Конец ХХ века Бывшая кладбищенская Спасо - Преображенская церковь. Конец ХХ века

 

Не знали они, что играют в футбол на бывшем Преображенском кладбище, где остался неперенесенным прах матери Горького, Варвары Васильевны, что спортивные снаряды стояли на том месте, где захоронены священники. А разве не правильнее было бы все рассказать детям, попытаться им объяснить, что произошло в октябре 1917 года и почему кладбище уничтожили, частично застроив его "казенными" домами. Следовало бы объяснить, что дети должны помнить фамилии дворянина Быстрицкого и купца Монахова, на чьи деньги и был в 1829-1835 годах сооружен храм, здание которого использовалось не по назначению.

Спортивный центр и стадион на месте бывшего кладбища около Спасо-Преображенской церкви.

Спортивный центр и стадион на месте бывшего кладбища около Спасо-Преображенской церкви. Спортивный центр и стадион на месте бывшего кладбища около Спасо-Преображенской церкви.

 

Спасо-Преображенская церковь была очень знаменита в городе, но не богатством, а изображением религиозных действий на ее стенах и потолках. В плане храм снаружи напоминал эллипс с двумя выступами - на востоке и западе. Внутренний же объем крестообразен. И то и другое можно видеть и сейчас, чего не скажешь о громадных статуях апостолов Петра и Павла, украшавших западный вход. Фигуры были выполнены из белой керамики.

Фото сделано с кладбищенской Спасо - Преображенской церкви. На заднем плане - Владимирская церковь. Дореволюционная фотография.

Фото сделано с кладбищенской Спасо - Преображенской церкви. На заднем плане - Владимирская церковь.

 

В церкви имелось четыре престола, главный из которых - во имя Преображения Господня. Был также престол, посвященный иконе "Неопалимая Купина". Эта икона спасала дома от пожара. Нижегородцы верили в нее и почитали. Вы наверное читали "Детство" М. Горького? Помните кладбище, на котором частенько гулял с друзьями маленький Алеша? Это оно самое и есть, Преображенское. Только непонятно, почему же дети, о которых рассказано в книге, выбирали для прогулок такое место... Ну, а Язя помните? Действительно, был когда-то такой мальчик Язь, а отец его работал кладбищенским сторожем в той церкви, на которую мы смотрим. И наверное, они не раз заходили в эту избушку.

Старый домик. Конец ХХ века.

Старый домик. Конец ХХ века.

 

Так что это были за люди? Чем они жили, что делали в свободное время? Конечно, они все работали; были, например, на улице мастеровые: сапожники, ложечники, печники, краснодеревщики; жили здесь священники и другие служители церкви; жили люди, чьей профессией было воровство, были и босяки. Все они были когда-то живыми, эти наши предки, а значит, и они тоже наша с Вами история. В свободные часы женщины любили посудачить у ворот, пока мужчины занимались "мужским" делом: травили (дразнили) собак. Это было их любимым занятием. Устраивали они еще и кулачные бои а если драться надоедало, то вместо себя они выставляли петухов или гусей. Потешалась над этим вся улица.

Как видите, нравы местного населения оставляли желать лучшего но уж что было, то и было. А еще в этих местах считалось не зазорным воровать обирать валяющихся пьяных мастеровых и пить самим(фото . Кстати, и бабушка Алеши пила изрядно. Об этом обо всем впоследствии и написал М. Горький, живший в детстве совсем неподалеку от того места, где мы находимся, - на улице Песочной, которая теперь называется именем Алеши Пешкова.

Как ни странно, будущий писатель сам воровал и продавал краденое.  Собирал он также тряпки и кости, ходил грязный и немытый. Хорошо это или плохо? Сам Горький, вспоминая свое детство, не испытывал стыда за то что воровал. Да и то правда, ведь многие другие люди с этих улиц так же поступали. 

Значит, и воспитательное значение приходского канавинского училища, построенного тем же купцом Монаховым, было невелико. А куда же интересно, смотрела церковь, видя, что молодая часть ее паствы и пьет, и курит и ворует, и не учится? А церковь смотрела по-разному. Это зависело от того каким был в храме священник. А священники были ой какие разные. 

Были и прекрасные, умные священнослужители, преданные делу служения Богу и народу. К сожалению, их было не так уж много. Вот двое из них, оба из описываемой Спасо-Преображенской кладбищенской церкви. Посмотрите на их лица.

Отец Евгений ( Зеленогорский). Дореволюционная фотография Отец Евгений (Постников). Дореволюционная фотография

 

Отец Евгений (Зеленогорский) был председателем педагогического совета женской гимназии М.И. Ильинской. Преподавал Закон Божий. Жил своей работой, жил служением. Любил детей. Ходил нередко по домам, пытался объяснять людям суть веры. Ведь вера слепа и, как мне кажется, без приложения к ней разума истина никогда не откроется перед человеком. Эту истину, вероятно, и пытался постичь отец Евгений. Может быть, он чем-то напоминает сейчас отца Александра Меня, понявшего и старавшегося другим объяснить, что без смыслового обоснования богословия невозможно подняться духовно. К несчастью, его убили. У Зеленогорского было по-другому: смерть в 1917 году спасла отца Евгения от расстрела. Такие люди, а тем более священники, новой большевистской власти не были нужны. От них она избавлялась.

Другой священнослужитель - тоже отец Евгений (Постников) также занимался просветительством. Кроме того, преподавал Закон Божий в том училище, где учился А. Пешков. Много читал, изучал богословие. И чем особенно привлекателен этот человек, так это тем, что все свободное время он отдавал своим детям. Катался с ними (в рясе!) на велосипеде, падал, смеялся, снова вскакивал на велосипед. Фотографии все это запечатлели. После революции его преследовали. Он прятался от властей, ночью по лестнице залезал в свою квартиру, чтобы поесть и взять с собой еды на несколько дней. Дети боялись за отца, отец - за жену и детей. Кроме того, брат священника вдруг ушел в революцию и стал сотрудником ЧК. Говорят, что он искренне верил в свою правоту. Вот где вспоминается Евангелие: "И пойдет брат на брата".

Не знаем, как складывались отношения между братьями, но старые люди вспоминали, что оба они были людьми порядочными. Разве может быть так? Сомнительно. Однако тем, кто их знал, виднее. Брата, работника ЧК, расстреляли, должно быть, как "врага народа". А отец Евгений, не отказавшийся от веры, не предавший церковь, умер своей смертью, так и не реализовав при жизни свои знания и талант.

Кстати, в том училище, где преподавал отец Евгений Постников, вел бесплатные занятия еще один священник, по фамилии Колосовский.

И было это все до революции.

Жизнь шла своим чередом, неотвратимо наступил 1917 год.

Священников изгнали, церковь закрыли, кладбище ликвидировали, а заодно ликвидировали и всех погребенных, в том числе и прах строителя Спасо-Преображенской церкви Василия Васильевича Монахова. Вот такую награду получил человек, построивший на свои деньги церковь и приходское училище, которые, кстати, сам и содержал. Давайте хоть мы вспомним о нем.

 

Продолжение следует....

По книге М. Смирновой "Нижний Новгород до и после"

Все неточности (и ошибки), допущенные автором книги нами, по возможности, исправлены. Возможно что-то пропустили, будем рады замечаниям. 

Зарегистрируйтесь, пожалуйста, чтобы комментировать материалы сайта.

GearBest.com INT
Huawei