Эту нашу прогулку, давайте начнем с площади Лядова.

пл. Лядова. Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

пл. Лядова. Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

 

пл. Лядова. Конец 70-х гг.

Конец 70-х. Пл. Лядова

 

Рукой подать до Крестовоздвиженского женского монастыря. В начале прошлого века от него осталось немного: часть стены, остатки часовни, жилые кельи монахинь, хозяйственные постройки и изуродованный, опоганенный собор.

Летом 1918 года в монастыре был организован первый в Советской республике концентрационный лагерь. Сирот-детей, живших в монастыре, просто выгнали. Сначала привели туда купцов, офицеров, священников, дворян. Чуть позже лагерь пополнился крестьянами из семеновских лесов. Расстреливали без всякого суда: дворян и священников – за происхождение, крестьян - за то, что не принимали новой власти, отнимавшей у них хлеб. Наивные крестьяне не могли сначала понять, как же это: пьяниц и лентяев - в начальники, а крепких хозяев, тружеников - в тюрьму. Но они быстро догадались что к чему, когда всех заключенных стали строить в шеренги по десять и каждого десятого расстреливать.

Смерть уравнивала все сословия. Их, расстрелянных, десятками бросали в глубокие, специально вырытые траншеи и заваливали землей. Одна из таких траншей находится на Бугровском кладбище, в дальнем правом углу. О кладбище скажем позже. При рытье новых могил там то и дело наталкивались на кости и, что страшнее, на черепа, у которых сзади круглая дырочка от пули.

Все это прошло, нас не коснувшись. Но деды и бабушки многих из нас безвинно погибли в те страшные годы. Зайдите еще раз в часовню на улице Варварской (ул. Фигнер).

Часовня на улице Варварской (ул. Фигнер)

Часовня на ул. Варварской. Наши дни. Фото Ермаков А.В.

 

Там проходят службы по невинно убиенным. Поставьте свечку.

Отвлечемся от всего этого ужаса и вспомним историю Крестовоздвиженского монастыря.

Монастырь был основан в 1815 году. Он составился из трех монастырей: Происхожденского, Воскресенского и Зачатьевского.

Крестовоздвиженский моностырь.

Крестовоздвиженский женский монастырь. Общий вид. Дата к. XIX в. Автор М.П. Дмитриев.

 

Происхожденский монастырь находился в районе Георгиевской башни Кремля, Воскресенский - вблизи Ивановской, а Зачатьевский - чуть ниже Зачатьевской башни. Упомянутый последним монастырь был основан в память о Великом князе Андрее Константиновиче его вдовой Анастасией Ивановной. Она постриглась в 1369 г. с именем Васса и дала обет до конца жизни ходить во власянице (Власяница - одежда из самой грубой шерсти. Ее надевают люди, ведущие аскетический образ жизни. Например, монахи, отшельники), что и исполнила.

Первой настоятельницей Крестовоздвиженского монастыря была молодая аристократка Дарья Михайловна Мартынова, родная сестра Соломона Михайловича (вспомним Мартыновскую больницу). Решив стать монахиней, Мартынова, как и положено, сменила имя, то есть как бы отреклась от прошлой мирской жизни, войдя в служение Богу уже с именем Дорофея.

Крестовоздвиженский монастырь. Дореволюционная фотография.

Крестовоздвиженский монастырь. Дореволюционная фотография.

 

Дарья Михайловна была очень образованным человеком, поэтому просветительская деятельность Дорофеи стала известна всей России. Когда она умерла, ее дело продолжала настоятельница Вера. Это были люди, истинно служившие Богу, находящие радость в помощи бедным, больным и старым.

При монастыре открылась бесплатная больница для престарелых, не имеющих родных, приют для немощных стариков и детей-сирот. И всех их обихаживали и учили монахини.

Крестоводвиженский монастырь. Ворота выходят на Третью Ямскую. Дореволюционная фотография.

Крестоводвиженский монастырь. Ворота выходят на Третью Ямскую. Дореволюционная фотография.

 

И вот этих монахинь, а их в 1918 году было 200 человек, выкинули за ворота монастыря. Многих из них расселили в подвалах домов Малой Ямской, Первой и Второй Перекрестных улиц. Другие же разбрелись по всему свету.

Улицы эти славились в 1918 году тем, что на них околачивалось множество людей без роду без племени и без работы. Воровство и кутежи в грязных подвалах были их основным видом деятельности. Недаром Перекрестные улицы иначе, как Первой Пердяевкой и Второй Пердяевкой не называли. (Новые названия были настолько крепки, что сохранились за этими улицами вплоть до 80-х годов прошлого столетия.) Так вот  в эти самые Пердяевки и попали несчастные монахини.  Но, как говорится, «золото и в грязи блестит».

Бывшие Божьи невесты на поверку проявили огромное самообладание и высоту Духа. Находясь среди этой швали они стали работать: стегать ватные одеяла, шить дамское белье. И даже в такое смутное время заказов они имели много, потому что каждая их работа дышала вложенной в нее любовью. Монахини прекрасно вышивали, украшали дамские сорочки узорами, причем рисунок никогда не повторялся.

На примере жизни монахинь мы видим, что даже при самых страшных обстоятельствах многое зависит от внутренней сути человека.

Дух монастыря мог бы гордиться своими питомцами, но он был не в состоянии: его самого распяли.

Вспомним о том, что было разрушено:

1.Больничная церковь в честь иконы Божией Матери, открыта в 1814 году, в 1833 перестроена, в 1884 капитально отремонтирована и расписана изнутри. В ней были древние иконы Спасителя и Божией Матери, расшитые золотом и серебром монахинями прежнего монастыря, а также древняя икона Святого Василия Блаженного из Происхожденского монастыря.

2.Казанская кладбищенская - построена в 1796 году купцом Я.Е. Стешевым, который и был впоследствии вместе с женой похоронен на этом кладбище возле храма. Их могилы были снесены.

Крестовоздвиженское кладбище

Крестовоздвиженское кладбище

 

В этой церкви находилось когда-то много древних икон, среди которых - икона Владимирской Божией Матери, икона Шуйской Божией Матери, икона Толгской Божией Матери, икона Воздвиженья Креста Господня. Все эти иконы были украшены жемчугами и драгоценными камнями.

Еще раз напоминаю: в конце ХХ века этого ничего не было - ни церквей, ни икон...

Так выглядел Крестовоздвижинский монастырь в конце ХХ века.

Так выглядел Крестовоздвижинский монастырь в конце ХХ века.

 

И даже место поспешили занять: и дом построили, и гаражей наставили. Крестообразное здание собора, опоганенное и изгаженное, можно было еще наблюдать. А в альбоме Карелина собор благолепен, монахини скромны и при своем деле.

Крестовоздвиженский женский монастырь. Нижний Новгород.

Крестовоздвиженский женский монастырь. Нижний Новгород.

 

Построен храм был в 1823 году, в 1845 отремонтирован, а в 1894 году на средства купца М.М. Рукавишникова отремонтирован уже капитально и украшен внутри. В нем были не только местные, но и древние иконы: икона Иоакима и Анны, родителей Богородицы, перенесенная из Зачатьевского монастыря, где она была храмовой.

Крестовоздвиженский женский монастырь. Нижний Новгород.

Крестовоздвиженский женский монастырь. Нижний Новгород.

 

К западу от собора находилась колокольня, достопримечательностью которой был самый большой в Нижнем Новгороде колокол. Он весил тысячу пудов.

До нас дошли сведения, что на Казанском кладбище Крестовоздвиженского монастыря были погребены благотворители князья Грузинские, именем которых названа улица, когда-то украшенная их усадьбой с садом. Устраивая в своем саду представления и всякие аттракционы: качели, карусели, горки, - князья не скупились. Вход же был бесплатным и свободным.

Земля этого кладбища приняла еще многих достойнейших людей города, его почетных граждан: Ф.П. Переплетчикова, М.М. Плеханова, АИ. Фролова.  П.И.Мельникова. Здесь же был похоронен Василий Иванович Калашников, замечательный русский механик-судостроитель.

Василий Иванович Калашников (за столом справа) с экипажем парохода "Кира" .Фото А.О Карелина.

 

Калашников родился 30 октября 1849 году в Угличе в мещанской семье. По окончании уездного училища занялся самообразованием, изучая механику, физику и математику. В 1869 году плавал машинистом на буксирном пароходе, а в 1870 переехал в Нижний Новгород и поступил механиком на завод Колчина-Курбатова-Карповой (Здания завода сохранились.) Они в конце Казанского съезда около Волги.

Завод Колчина-Курбатова-Карповой. Наши дни.

Завод Колчина-Курбатова-Карповой. Наши дни.

 

Работая на заводе более 20 лет, Калашников перестроил все пароходы Колчина на систему "компаунд", заменив прежние движители на колеса нового типа, построил 30 пароходов для Волги и 30 для других рек.

Завод Колчина-Курбатова-Карповой.

Завод Колчина-Курбатова-Карповой.

 

В 1877 году он принимал участие в постройке первого во всем мире завода по производству смазочных масел по методу В.И. Рагозина.

В 1880 году произошел поучительный случай. Для подачи воды из Оки в резервуары были куплены английские насосы. Осмотрев их, Калашников сказал, что на такую высоту эти машины воду не подадут. Над ним посмеялись. Он был молод тогда, и властям не поверилось, что механик может быть прав. В день пуска насосов оказалось, что вода и в самом деле не поднимается. И пришлось Калашникову конструировать свои собственные машины, которые отлично работали вплоть до 1926 года, когда их заменили на более мощные. (Об этом Вы можете прочитать в статье на нашем сайте "Второй городской водопровод")

С 1890 года Василий Иванович работал уже главным механиком Сормовского завода.

Строительство пароходов на Сормовском заводе Нижнего Новгорода (1910 год).

Строительство пароходов на Сормовском заводе Нижнего Новгорода (1910 год).

 

Он строил там шхуны, создал нефтяную форсунку своей конструкции и вертикальный стационарный котел, разработал новые типы пароходных машин.

Сормовский завод. Постройка шаланды для Биби-Эйват. 1910 г. Автор М.П. Дмитриев.

Сормовский завод. Постройка шаланды для Биби-Эйват. 1910 г. Автор М.П. Дмитриев.

 

Сормово. Постройка пароходов «Восток», «Запад», «Юг».

Сормово. Постройка пароходов «Восток», «Запад», «Юг».

 

Сормовский завод. Постройка барж.

Сормовский завод. Постройка барж.

 

Сормовский завод. Постройка понтонов. Нижний Новгород.

Сормовский завод. Постройка понтонов. Нижний Новгород.

 

В 1894 году Калашников открыл свою техническую контору (ул. Рождественская, дом №24) и верфи: на Мочальном острове и на Моховых горах, где продолжал строить суда на благо Отечества.

Вид на Нижегородскую Ярмарку, Мочальный Остров и причалы на Оке. 1870-е годы. А.О. Карелин. 

Вид на Нижегородскую Ярмарку, Мочальный Остров и причалы на Оке. 1870-е годы. А.О. Карелин.

 

Прошло много, много лет. Сменились поколения. Но память осталась, и хотелось бы поклониться могиле этого замечательного человека. Но могилы нет. Ее сровняли с землей. А где могила писателя П.И. Мельникова-Печерского? Это ведь на его памятнике, выполненном в готическом стиле, было написано: "Прийми последний дар от жены твоей и детей" (См. последние две строки надписи).

Крестовоздвиженское кладбище. Могила П.И.Мельникова.

Крестовоздвиженское кладбище. Могила П.И.Мельникова.

 

Всех разрушенных могил не пересчитать. Надо составлять книгу памяти, но теперь это вряд ли возможно.

Ну вот и все о трагической судьбе монастыря, который когда-то стоял в конце Большой Ямской улицы, являвшейся частью будущей Краснофлотской, ныне переименованной опять в Ильинскую. В наши дни монастырь возрожден.

Крестовоздвижинский монастырь. Наши дни.

Крестовоздвижинский монастырь. Наши дни.

 

Раньше Ильинская состояла как бы из трех улиц:

  • Большой Ямской, простиравшейся от Малой Покровской (еще недавно - улицы Воробьева) до Крестовоздвиженского монастыря;
  • Ильинской, которая бежала вниз под горку от Малой Покровской до того места, где гора становилась крутой;
  • Ильинского съезда, который и был этой крутизной. Нумерация домов по Большой Ямской и Ильинской шла, соответственно, вверх и вниз. Ильинский съезд нумеровался снизу.

Большая Ямская и Ильинская начали застраиваться каменными домами еще в XVII веке, но основные постройки относятся к началу XIX века. Поэтому-то нынешняя Ильинка - улица-музей. 

Если Вы хотите внимательно рассмотреть теперешнюю Ильинку, то лучше, конечно, спускаться под горку. Вот бывший дом купца Самарина (№141).

Бывший дом купца Самарина. Наши дни.

Бывший дом купца Самарина. Наши дни.

 

В нем до сих пор живут люди, имеющие отношение к известной фамилии Гузеевы.  Гузеевы были зажиточными людьми, имели в Нижнем Новгороде несколько домов.

Тот что повыше, бывший дом купца Самарина. Конец ХХ века.

Тот что повыше, бывший дом купца Самарина. Конец ХХ века.

 

На том углу, где в Ильинку вливается улица Арзамасская, стоит дом, похожий на волнорез(№140).

Бывшая лавка Гузеевых. Наши дни.

Бывшая лавка Гузеевых. Наши дни.

 

В нем-то, на первом этаже, у Гузеева и была обширная лавка по продаже рыбы. Там находились специальные ванны, в которых плавала живая рыба. Покупателю стоило указать, какую он хочет, как работник садком вытаскивал нужный товар.

Бывшая лавка Гузеевых. Конец ХХ века.

Бывшая лавка Гузеевых. Конец ХХ века.

 

Продвигаясь по намеченному пути, обратим внимание на дом №105.

Бывшая усадьба Морозовых. Наши дни.

Бывшая усадьба Морозовых. Наши дни.

 

Это бывшая усадьба купца Морозова. Во дворе стоял маленький флигелечек  (*не существует ).

Домик матери Морозовых. Конец ХХ века.

Домик матери Морозовых. Конец ХХ века.

 

Купец построил его для своей матери. Справа была конюшня. Но самое интересное, что под двором, под домами и конюшней идут, оказывается, подземные высокие коридоры, которые когда-то соединяли все постройки усадьбы. То есть мы стоим над пустотой.

Бывшая усадьба купца Морозова. Конец ХХ века.

Бывшая усадьба купца Морозова. Конец ХХ века.

 

Посмотрите вниз по Ильинке.

Дом №99 - домовладение купца Каменева.

Бывшее домовладение купца Каменева.

Бывшее домовладение купца Каменева.

 

Такие дома называли полудомками, потому что низ у них каменный, а верх деревянный. Каменевы держали скобяные магазины. Кстати, они приходились родственниками известным Боголюбовым. И у тех, и у других в роду были священники. Бюст одного из Боголюбовых установлен на Большой Покровке перед бывшим главным зданием университета.

Незаметно мы дошли до пересечения Ильинки и Малой Покровки. Вот бывшая аптека Павла Федоровича Ремлера (дом №88,).

Бывшая аптека Ремлера. Наши дни.

Бывшая аптека Ремлера. Наши дни.

 

Напомним, что другой Ремлер, Иван Федорович, имел дом на Тихоновской (ныне ул. Ульянова, дом №29). Может быть, они были братьями?

По соседству с только что осмотренными зданиями находилась часовенка из красного кирпича, ранее приписанная к Спасской общине. Часовня - это маленькое здание для богослужения, в котором есть иконы, но в отличие от церкви нет алтаря. Зато четыре раза в сутки в ней совершаются богослужения, называющиеся часами - отсюда и название.

Наше путешествие продолжается. Вот богоугодное заведение - бывший детский приют.

Ильинская улица. Справа бывший детский приют. Сейчас областной наркологический диспансер.

Ильинская улица. Справа бывший детский приют. Сейчас областной наркологический диспансер.

 

Располагался он в доме №78. Устав приюта был демократичным. Посещать занятия могли не только постоянно живущие там дети, но и приходящие.

Ильинская улица. Справа детский приют. Дореволюционная фотография.

Ильинская улица. Справа детский приют. Дореволюционная фотография.

 

Приют этот был мужской.

Ильинская улица. Справа детский приют. Дореволюционная фотография.

Ильинская улица. Справа детский приют. Дореволюционная фотография.

 

А вот немного наискосок, через дорогу, находилась женская Мариинская гимназия (дом №65 к1), которая открылась в 1858 году.

Женская мариинская гимназия. 1913 г.

Женская мариинская гимназия. 1913 г.

 

Мариинская гимназия. Дореволюционная фотография.

Мариинская гимназия. Дореволюционная фотография.

 

Здание в настоящее время надстроено. Но при внимательном осмотре старую часть выделить нетрудно.

Бывшая Мариинская гимназия. Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

Бывшая Мариинская гимназия. Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

 

Рассмотрите еще одну интересную фотографию: справа на ней Мариинская гимназия, слева - Мининская богадельня, которую снесли.

Справа на лево - Мариинская гимназия, Мининская богодельня. Дореволюционная фотография.

Справа на лево - Мариинская гимназия, Мининская богодельня. Дореволюционная фотография.

 

Ильинская улица. Мининская богадельня. Дореволюционная фотография.

Ильинская улица. Мининская богадельня. Дореволюционная фотография.

 

Путешествуя по Ильинской улице, Вы наверняка заметили, что основные строения на ней - купеческие особняки. Вот, например, бывший дом Марковых (дом №65 к9,).

Бывший дом Марковых. Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

Бывший дом Марковых. Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

 

Бывший дом Марковых. Конец ХХ века.

 Бывший дом Марковых. Конец ХХ века.

 

Это красивое и необычное здание, в нем сейчас расположилась студенческая поликлиника. Пожалуйста, зайдите вовнутрь, там необыкновенная красота. А что, интересно, во дворе? Зайдем и туда. Дом и с другой стороны прекрасен.

Бывший дом Марковых. Вид со двора. Наши дни.

Бывший дом Марковых. Вид со двора. Наши дни.

 

Видны витражи - окна с цветными стеклами.

Бывший дом Марковых. Вид со двора. Конец ХХ века.

Бывший дом Марковых. Вид со двора. Конец ХХ века.

 

Сохранившиеся службы тоже имеют привлекательный вид. 

Бывшее служебное здание Марковых. Конец ХХ века.

Бывшее служебное здание Марковых. Конец ХХ века.

 

Настоятельно рекомендую зайти внутрь здания, пока там поликлиника и туда можно зайти любому. Мраморные лестницы, красивые стены, богатая лепнина, витражи из цветных стекол, большое старинное зеркало... А перила... какие перила! В этом здании все интересно: от великолепной лестницы до дверей. Так, например, парадный вход раньше был застеклен. Когда заходишь в здание, понимаешь, насколько состоятельны были его прежние хозяева. Богато, очень богато, и везде чувствуется отменный вкус. К слову сказать, здание внутри содержится в идеальной чистоте.

Продолжим наш путь. Следующее любопытное строение - дом №59.

Бывший дом купца Иконникова.

Бывший дом купца Иконникова.

 

Это бывший дом купца Иконникова. Во дворе сохранились конюшни и прачечная, в них теперь живут люди. Он был очень богат, этот Иконников. Имел несколько своих предприятий. Но при этом всегда помнил, что есть бедные, и не жалел денег на благотворительность. Кроме этого, он, как и другие жившие здесь купцы, жертвовал деньги на приходскую Вознесенскую церковь. Не забывал Иконников и своих детей: на Малой Покровской выстроил для них по особняку. Один - тот, что теперь Дом бракосочетания (Малая Покровская, 9).

Бывший особняк купца Иконникова. Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

Бывший особняк купца Иконникова. Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

 

Другой напротив, где располагается врачебная комиссия.

Бывший особняк купца Иконникова. Наши дни. 

Бывший особняк купца Иконникова. Наши дни.

 

На нашем пути возникает дом №55, немного загородивший собой тротуар.

Бывший дом Бурмистровых.

Бывший дом Бурмистровых.

 

Это бывший дом Бурмистровых. Он, по сравнению с рядом стоящими домами, мал. И чтобы стать заметнее, ему пришлось выпрыгнуть чуть ли не на мостовую. Тротуарчик, отделяющий его от проезжей части, узенький.

Давно, еще до революции, хозяева построили большую оранжерею, развели в ней диковинные цветы и растения. Однако после октябрьского переворота оранжерею пришлось ликвидировать: выращивание цветов, а тем более их продажа стала считаться вредным буржуазным действием. На месте прежней оранжереи, углубясь во двор, стоит теперь обычный дом советской постройки (№57).

Дом советской постройки. Ильинская, №57.

Дом советской постройки. Ильинская, №57.

 

И вот, наконец, мы достигли перекрестка. Перед нами Вознесенская церковь.

На месте нынешнего здания еще в начале XVII века стояла деревянная церковь Вознесения Господня, бывшая приходская Ямской Слободы. По причине ветхости она была разобрана, и на ее месте монахом Тихоном был построен новый храм, но он обгорел в пожаре 1715 года, когда пострадала большая часть Нижнего Новгорода. Возобновили храм ямщики Григорий и Аникита Беспаловы. Могилы их были возле церкви. Впоследствии церковь обветшала, и ее разобрали.

Вознесенская церковь. Дореволюционная фотография.

Вознесенская церковь. Дореволюционная фотография.

 

То здание церкви, которое мы видим сейчас, построено в 1866 году на средства прихожан. Значительную сумму выделила Т.П. Рябинина. 

Вознесенская церковь. Наши дни.Фото Ермаков. А.В. 2013 г.

Вознесенская церковь. Наши дни.Фото Ермаков. А.В. 2013 г.

 

В церкви сохранялись древности, такие как, например, напрестольные кресты 1664 и 1701 годов, икона Вознесения Господня 1731 года.

Вскоре после революции храм был разграблен.

Вознесенская церковь. Конец ХХ века.

Вознесенская церковь. Конец ХХ века.

 

А как же поступили с причтом? Поясним сначала, что означает это слово. Причт - священно- и церковнослужители одного храма. В причт входят: настоятель, священники (иногда 2-3 и более), дьякон, пономарь, псаломщик, чтец и другие.

Зачастую все эти люди проживали в одном доме. Так было и в этом случае. Пройдите чуть за церковь, в Плотничный переулок. Да, да, вот в этом красном доме (№34) и жили все служители церкви.

В этом красном доме №34 и жили все служители Вознесенской церкви.

В этом красном доме №34 и жили все служители Вознесенской церкви.

 

На втором этаже справа размещалась квартира протоиерея храма, отца Александра Вешнякова.

Они все были дружны, эти люди. Их связывало не только высокое предназначение - служение Богу, но и просто теплые человеческие отношения. Часто встречались, иногда играли в карты. Однажды отец Александр Вешняков был приглашен одновременно в два места: играть в преферанс и на блины. Ему не хотелось обижать свой причт, который собрался за дружеским столом, но почему-то он пошел в соседний дом на Ильинке играть в преферанс. И надо же было случиться непоправимому: в дом, где собрались священнослужители, чтобы провести вечер в дружеской беседе и поесть блинов, ввалились чекисты. Они схватили ни в чем не повинных людей, отвезли их на Гребневские пески под Окским мостом (где был пляж) и расстреляли. Отец Александр чудом избежал расправы, но что он пережил и перечувствовал, можно только предполагать.

Если встать лицом к храму, то по правую сторону от него мы увидим оригинальный особняк с балконом.

Бывший особняк Рябининой, Наши дни. Фото А.В. Ермаков. 2013 г.

Бывший особняк Рябининой, Наши дни. Фото А.В. Ермаков. 2013 г.

 

Здесь жила именно та самая Рябинина, что жертвовала деньги на Вознесенскую церковь.

Бывший особняк Рябининой. Конец ХХ века.

Бывший особняк Рябининой. Конец ХХ века.

 

Кстати, дом этот привлекал внимание всегда. Например, при владельце Акифьеве часть ограды дома была покрыта сусальным золотом. Хозяин и с крышей хотел такое же проделать, но власти воспротивились: не должно крыше быть ярче церкви.

Бывший особняк Рябининой. Дореволюционная фотография.

Бывший особняк Рябининой. Дореволюционная фотография.

 

Вот перед нами перекресток. Зайдем ненадолго на улицу Сергиевскую, которая более семидесяти лет носила имя Урицкого. Замечательна она тем, что на ней стоит бывшая Сергиевская церковь. Рассмотрите два снимка: Сергиевская церковь до революции и ее вид в конце ХХ века.

Сергиевская церковь. Дореволюционная фотография.

Сергиевская церковь. Дореволюционная фотография.

 

Сергиевская церковь в конце ХХ века.

Сергиевская церковь в конце ХХ века.

 

Нет колокольни, нет куполов. Целы только стены.

Церковь преподобного Сергия Радонежского в Петушках упоминается еще в Сотной Грамоте. Она принадлежала когда-то Сергиевскому монастырю. Во время пожара 1701 года храм сгорел, а вместо него, уже в 1702 году, купец А.Ф. Олисов построил небольшую каменную церковь в честь нерукотворного образа Спаса с приделом во имя Сергия Радонежского. В 1715 году церковь опять горела, но была восстановлена. Через 150 лет она пришла в полную ветхость и была разобрана. Храм, который мы видим на первой фотографии, сооружен в 1865-1869 годах. В нем находилось очень много древностей:

1.Икона Спаса Нерукотворного (XV век);

2.Икона Святого Николая;

3.Икона Девяти мучеников;

4.Икона Преподобного Сергия и другие.

В церкви имелись два древних Евангелия и напрестольный крест с изумительной резьбой. В наши дни церковь восстановлена.

Сергиевская церковь. Наши дни.

Сергиевская церковь. Наши дни.

 

Нельзя не обратить внимания на так называемый "Домик Каширина", который стоит совсем рядом, в начале Почтового съезда. Вот в этой самой избушке жил в детстве А.М. Горький. 

Домик Каширина.

Домик Каширина. Наши дни. Фото Ермаков А.В 2013 г

 

Разные думы лезут в голову, когда пройдешь по Ильинке. Оказывается, очень многие ильинские купцы и их жены доживали жизнь в подвалах своих же бывших домов. Так, например, было у Каменевых, у Гака, у Белильникова и многих других. И зачастую дети их, также преследуемые в те времена за происхождение, тоже оставались в этих подвалах. 

На углу с улицей Добролюбова остановимся перед домовладением Гаков. Им принадлежали дома №2 и 4 по ул. Добролюбова.

Бывшие дома Гаков. Наши дни.

Бывшие дома Гаков. Наши дни.

 

Не те ли это Гаки, которые славились добрыми делами и благотворительностью, и один из которых с инициалами П.Я. (может быть, именно за это) сидел в концентрационном лагере Крестовоздвиженского монастыря. И не родственник ли этому П.Я. тот Гак с забавным именем, домовладение которого было на Тихоновской?

Бывшие дома Гаков. Конец ХХ века.

Бывшие дома Гаков. Конец ХХ века.

 

Итак, мы на перекрестке улиц Добролюбова и Ильинской. Совсем рядом от нас церковь Жен-Мироносиц. И улица раньше была не Добролюбова, а Мироносицкая. Посмотрите: церковь, какая она была и какая она стала к концу ХХ века.

Церковь Жен-Мироносиц. Дореволюционная фотография.

Церковь Жен-Мироносиц. Дореволюционная фотография.

 

Церковь Жен-Мироносиц. Дореволюционная фотография.

Церковь Жен-Мироносиц. Дореволюционная фотография.

 

Церковь Жен Мироносиц.

Церковь Жен Мироносиц.

 

Так церковь выглядела в конце ХХ века.

Так церковь выглядела в конце ХХ века.

 

Снимки говорят сами за себя. Вспомним кто и когда построил эту церковь.

До 1834 года она называлась Знаменским собором, а построена была в 1649 году; правда, в большой пожар 1715 года вся выгорела внутри. В последующее столетие ее переделывали, перестраивали и, наконец, с 1882 года стали называть церковью Жен-Мироносиц.

Кто же такие жены-мироносицы? Согласно Евангелию от Марка, это три женщины: Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Соломия. Они принесли ко гробу Иисуса на третий день после распятия благовония (миро), чтобы помазать его тело. Отсюда Мироносицы, т.е. приносящие миро. Они первыми узнали, что Иисус Христос вокрес.

Церковь Жен-Мироносиц была почитаема нижегородцами. В ней крестились известные впоследствии на Руси церковные деятели: Евфимий Суздальский и Макарий Желтоводский.

В храме находились древние иконы; одна из них имела надпись "Прийдите, Триипостасному Божеству поклонимся" и означала триединство: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Изображен на ней был распятый на кресте Иисус Христос, но не один, а с поддерживающим его Богом и парящим над ними Духом Святым.

В церкви сохранялись и мощи святых. После революции все пропало. Храм возвращён Нижегородской епархии в 1990-х годах. К началу 21-го века он был полностью восстановлен.

Церковь Жен-Мироносиц. Наши дни.

Церковь Жен-Мироносиц. Наши дни.

 

Поговорим теперь об Ильинской церкви, которая находится почти в самом начале Ильинской улицы.

Сравним фотографии. Что было (фото 140), что стало с храмом к концу ХХ  - XXI века (фото 141 и 142).

Ильинская церковь. Дореволюционная фотография.

Ильинская церковь. Дореволюционная фотография.

 

Ильинская церковь. Конец ХХ века.

Ильинская церковь. Конец ХХ века.

 

Ильинская церковь. Конец ХХ века.

Ильинская церковь. Конец ХХ века.

 

В здании церкви до последнего времени была пекарня. Копоть на потолках, с разных сторон высовываются черные трубы, все обрушено и развалено, колокольня снесена.

Ильинская церковь, тогда деревянная, была построена в 1506 году во имя Святого Ильи Пророка в память избавления Нижнего Новгорода от нашествия татар и ногайцев под предводительством Махмет-Аминя. Пленным литовцем по имени Федя был произведен пушечный выстрел, который убил шурина татарского предводителя. Захватчики посчитали это плохим знаком и в ужасе отступили. На том месте, где упало ядро, нижегородцы поставили деревянный храм Ильи Пророка.

В 1655 году священником Стефаном на этом же месте была построена каменная Ильинская церковь. В страшном пожаре 1715 - здание храма сильно пострадало, поэтому его перестраивали и подновляли. Последний крупный ремонт был произведен в 1877 году А.Я. Бочкаревым и М.Н. Смирновым.

Нижегородцы почитали эту церковь как духовную святыню, подтверждающую извечное стремление русских к победе. В храме находились древняя икона, именуемая "Утоли моя печали", и части мощей святых. В наше время храм восстановлен.

Ильинская церковь. Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

Ильинская церковь. Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

 

Ильинская церковь. Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

Ильинская церковь. Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

 

Напротив церкви сохранился дом №7, где жил причт. 

Дом №7, где жил причт. 

Дом №7, где жил причт.

 

 

 

Продолжение следует....

По книге М. Смирновой "Нижний Новгород до и после"

Все неточности (и ошибки), допущенные автором книги нами, по возможности, исправлены. Возможно что-то пропустили, будем рады замечаниям. 

Зарегистрируйтесь, пожалуйста, чтобы комментировать материалы сайта.

GearBest.com INT
Huawei