По Нижне-Волжской набережной хорошо прогуляться. Только идти надо по той стороне, которая ближе к Волге. Здесь нет бензинового чада автомобилей, и можно, вдыхая свежий воздух, смотреть на воду.

Нижневолжская набережная Нижневолжская набережная 
Нижневолжская набережная

 

В последние годы на Оке и Волге совсем мало речных судов. Происходит это потому, что перевозить грузы водным путем стало невыгодно, а пассажирам на теплоходах кататься накладно.

Пароход «Севрюга» в Нижнем Новгороде Любовь Орлова на пароходе «Севрюга» в Нижнем Новгороде   Вид на Стрелку. Наши дни. Фото Ермаков А.В 2013г 

 

Когда-то на воде кипела жизнь. Большие и красивые белые пароходы шли, казалось, один за другим.

Горьковский речной вокзал. Из личного архива. Вид с Волги на речной вокзал. Из личного архива.  Вид на Нижневолжскую набережную. Из личного архива. 

 

А маленькие "фильянчики" (так горьковчане называли речные трамваи) сновали непрерывно туда-сюда, туда-сюда.

Речные трамвайчики. Из личного архива капитана Новикова А.А.

Речные трамвайчики. Из личного архива капитана Новикова А.А. Речные трамвайчики. Из личного архива капитана Новикова А.А.

 

Однако жизнь всегда идет полосами. Сейчас затишье, а там, глядишь, снова все забурлит. И раньше так бывало: то упадок, то возрождение.

Давайте вспомним, как выглядело пароходное дело на Оке и Волге в прошлом веке, в пору его расцвета.

В конце 90-х годов все грузовые и пассажирские суда принадлежали нескольким частным компаниям. Любопытно, что каждая компания красила пароходы в свой цвет. "Кавказ и Меркурий" - в белый, "Самолет" - в красный,  Зевеке - в розовый, а "Общество по Волге 1843 года" - тоже в белый, но днища - в черный.

Пароход общества "Кавказ и Меркурий"

Пароход общества «Кавказ и Меркурий»

 

Пароход общества "Самолет"

Пароход общества «Самолет»

 

Компании имели свои пристани, со своим названием. На том берегу, где мы с Вами идем, стоял ряд пристаней: М. Кашиной и И. Любимова, "Кавказ и Меркурий", "Самолет", "Бр. Каменских",Сибирские пристани, "Общества по Волге 1843 года", Пристань Зворыкина и Ко., пристань А.В.Качкова, Путейская пристань, товарищество Русь.

Пристани М. Кашиной и И. Любимова

Пристани Кашиной и Любимова


Пристань "Кавказ и Меркурий"

Пристань «Кавказ и Меркурий» Пристань «Кавказ и Меркурий» Пристань «Кавказ и Меркурий» Пристань «Кавказ и Меркурий»

 

Пристань пароходного общества "Самолёт"

Пристань пароходного общества «Самолёт» Пристань пароходного общества «Самолёт» Пристань пароходного общества «Самолёт» Пристань пароходного общества «Самолёт» Пристань пароходного общества «Самолёт» Пристань пароходного общества «Самолёт» Пристань пароходного общества «Самолёт» 

 

Пристань Каменских

Пристань Каменских и Любимова, 1904 год Пароход «Григорий» братьев Каменских. 1909 г. М.П. Дмитриев

 

Сибирская пристань

Оренбургская улица и Сибирская пристань Ярмарка. Сибирские пристани Ярмарка. Сибирские пристани 

 

Пристань "Общества по Волге 1843 года"

Пристань «Общества по Волге 1843 года»

 

Пристань Зворыкина и Ко

Пристань Зворыкина и Ко

 

Пристань А.В. Качкова

Пристань А.В. Качкова

 

Путейская пристань

Путейская пристань

 

Пристань товарищества "Русь"

Пристань товарищества «Русь»

 

А вот на противоположной стороне (у Сибирских пристаней) находилась пристань Альфонса Александровича Зевеке. Фамилия владельца легко читалась с противоположного берега: она была фигурно выложена на стене пакгауза.

К пристани часто приставали двухтрубные пароходы, которые в народе прозывались козами: идет пароход, его самого еще не видно, а "козьи рожки" уже торчат. Известен был зевековский "Переворот". Но власти, должно быть, усмотрели в названии какой-то намек, и "Переворот" превратился в "Миссури".

Пароход «Альфонс Зевеке». Автор Н. Андрианов. к. XIX в

Пароход «Альфонс Зевеке». Автор Н. Андрианов. к. XIX в

 

Кто же такой Зевеке? Почему его имя было известно по всей Волге? Видимо, умен и предприимчив был Альфонс Александрович. Первым на Волге он приобрел и пустил в плаванье товарно-пассажирское судно. До этого ходили только грузовые. Люди, конечно, тоже могли на них пребывать, но только вот удобств никаких, к тому же пахло маслами и овчинами. Все понимали, что хорошо бы пустить пароход только для пассажиров и устроить на нем максимум комфорта. Но судовладельцы боялись рисковать - а вдруг не будет желающих? Непривычно ведь перемещаться на большие расстояния по воде.

Альфонс Александрович Зевеке

Альфонс Александрович Зевеке

 

А вот Зевеке рискнул - и с лихвой оправдал затраты. Да и как могло быть иначе: на новых пароходах - и музыкальные салоны, и электричество, и ресторан. Еще одно новшество ввел Альфонс Александрович в дело пароходское: он доверил капитанам и начальникам пристаней рассматривать конфликтные ситуации без его участия. Ведь всякое случалось: то груз подмокнет, то, еще хуже, его украдут, то приключится еще какая-нибудь неприятность. В этом случае зевековские люди тут же, на месте, без шума и скандала умели уладить дело. А если было необходимо, сразу же после заявления владельца возвращали ему деньги. И все это без долгих разбирательств и перепалок!

Зевеке оказывал доверие, ему платили тем же. Как настоящий предприниматель, он доверял, но все-таки проверял. Контроль у него был жесткий.

Купцы любили пользоваться пароходами этой компании: и недорого, и спокойно. Не забывал пароходчик и небогатый люд, поэтому-то и создал минимальные удобства даже для пассажиров 4-го класса. Сиденья, правда, жесткие, но укрытые от ветра, чего не было на судах других хозяев.

А еще Альфонс Александрович был очень гибок в делах. Приведем пример. Случилось как-то жаркое лето. Волга в некоторых местах обмелела, появились перекаты. Пароходы встали: им не хватало глубины. А Зевеке тут как тут. У него уже пароходы плоскодонные, с мелкой осадкой. И ходят они по воде как ни в чем не бывало. И возят всякий люд, кому куда нужно. Но, как известно, "без труда не вытащишь и рыбку из пруда". Волжскому предпринимателю приходилось очень много работать для того, чтобы обеспечить введение в свой речной флот различных усовершенствований. Новшеств было немало. Например, он заменил у судов острый нос на закругленный. Вроде бы пустяк, ан нет: скорость увеличилась за счет уменьшения сопротивления воды.

Не забывая, конечно, и о своей прибыли, Альфонс Александрович верно служил Отечеству. Заботясь о подрастающем поколении, он первым внес 1000 рублей на строительство Речного училища, которое выпускает молодые кадры для речного флота до сих пор.

Речное училище. Наши дни.

Здание речного училища. Наши дни.

 

Дел, казалось бы, невпроворот. Но время неумолимо. И в 1887 году Зевеке умер оставив своим преемником старшего сына Александра Альфонсовича. Тот, к сожалению, оказался не таким умелым предпринимателем, как отец, и поэтому дело его шло уже не так блестяще. Сначала он приобрел еще несколько судов разных марок, но потом запутался с их обслуживанием, а после и вовсе решил продать свои пароходы в рассрочку.

Но фамилию Зевеке продолжали уважать в городе, власти фамилии доверяли. Не случайно и то, что на пароходе этой компании прогуливался по Волге сам государь-император Николай II, приезжавший на открытие Государственного банка, что на Большой Покровке.

Николай II

Николай II

 

К 1914 году новый владелец полностью выплатил Александру Альфонсовичу все деньги за пароходы, и они перестали ходить под флагами Зевеке. Но фамилия не канула в небытие. Есть потомки этой славной семьи. Один из них живет в нашем городе. Это Александр Васильевич Зевеке, по отцовской линии - внук Альфонса Александровича. Он доктор биологических наук, заведующий центральной научно-исследовательской лабораторией Медицинской академии. Ну вот и все об этих знаменитых судовладельцах.

Продолжим наше путешествие. Итак, мы все еще идем по Нижне-Волжской набережной. Интересная это улица. Дома №12,13 и 14 принадлежали Бугровым.

Бывшие дома Бугровых.

«Дом-глаголь» в первой городской усадьбе Бугровых. Первая фамильная усадьба Бугровых на нижнем базаре. Особняк на углу Нижне-Волжской набережной и Козьмодемьянской.

 

Из особняка под №14 выносили покойного Николая Александровича. Он умер здесь, в своем кабинете (сохранился) на втором этаже. В здании под № 16 располагались когда-то Биржа и Государственный банк. Почти напротив - два "замка". Когда-то они принадлежали пароходству. А дальше, ближе к мосту, мы снова встречаемся со старинными усадьбами Строгановых и Голицыных. Опять встреча с прошлым. От него, видно, никуда не уйдешь.

 

Продолжение следует....

По книге М. Смирновой "Нижний Новгород до и после"

Все неточности (и ошибки), допущенные автором книги нами, по возможности, исправлены. Возможно что-то пропустили, будем рады замечаниям. 

Зарегистрируйтесь, пожалуйста, чтобы комментировать материалы сайта.

GearBest.com INT
Huawei