Вид Георгиевской церкви с северо-запада.Фото А.О.Карелина

 

Церковь Святого Георгия Победоносца (на Верхне - Волжской набережной) была основана в XV столетии или в начале XVI, потому что «при описи Лодыгина в 1621 году, она была ветха, развалилась, стояла без пенья. Рядом с ней находился другой храм - архидьякона Стефана». Но в начале XVII столетия, при управлении Нижегородской епархией Питиримом, в числе тридцати  трёх приходских церквей Нижнего, упоминается только одна Георгиевская церковь, «вероятно, возобновлённая и соединённая со Стефановскою». 

Сведения о деревянной Георгиевской церкви есть и у архимандрита Макария. «Судя по двум древним надгробным памятникам, вырытым близ церкви, и по сотной грамоте, надобно полагать, что церковь Георгиевская существовала ранее XVI века и была деревянная». На этих древних памятниках сделаны надписи вязью, относящиеся к 1600 и 1520 годам. В Сотной грамоте за 1621 год сказано, что «подле Происхожденскова девича монастыря церковь страстотерпца Христова Георгия ветха развалилась, стоит без пения; а другая церковь Стефана Архидиакона».

М. Добровольский описывает месторасположение церкви: «К Благовещенской площади слева примыкает площадь Семинарская…, которая выходит противоположным от Благовещенской площади краем на Волжскую набережную. В самом начале набережной стоит замечательная по своей архитектуре церковь во имя Святого великомученика Георгия Победоносца».

Внешний вид церкви Георгия Победоносца Георгиевская церковь на Верхневолжской набережной. Фото 1870 г Георгиевская церковь на Верхневолжской набережной.Фото 1870 г.

 

 Георгиевская церковь оставалась деревянной до начала XVIII века. «Но около 1700 года начали строить каменную об одной главе.… Вместе с колокольней она была замечательна по своей красивой архитектуре. Она окончена постройкой и освящена в царствование Петра Великого в 1702 году при нижегородском митрополите Исаие, иждивением купца Пушника, жившего на месте …архиерейского дома», - пишет архимандрит   Макарий. 

Храмцовский также указывает на то, что «в 1702 году нижегородский гость Иван Пушник…построил настоящее здание Георгиевской церкви, снабдив её иконами, утварью и книгами». Кроме того, он пишет, что «церковь эта флорентийской архитектуры, глава её выкрашена голубой краской и увенчана большим прорезным крестом».

Кресты на куполах церкви Георгия Победоносца

 

По описанию М. Добровольского, «она вся украшена мелким орнаментом из белого камня, как бы в виде тонкого кружева. В том же роде построена и колокольня, только с меньшею затейливостью в украшении». 

Фрагмент фото церкви Георгия Победоносца

 

Георгиевская церковь в XVIII веке была, некоторое время, монастырской. В 1743 году сгоревший Женский Зачатьевский монастырь был переведен преосвященным Димитрием (Сеченовым) к Георгиевской церкви и оставался при ней  до 1764 года. Семидесяти монахиням была дана земля около Происхожденского монастыря и Георгиевской церкви, где они построили кельи и обвели их оградой, а в Георгиевскую церковь были переданы все иконы и имущество Зачатьевской церкви, которая от подмывавших её родников стала ветхой и непригодной для служения.

Георгиевская церковь представляла собой оригинальный образец храмовой постройки московского или «нарышкинского» стиля, господствовавшего в русском церковном строительстве в конце XVII и первой четверти XVIII века и «состоявшего в надстройке одного над другим нескольких ярусов или коробок четырёх или восьмиугольной, или даже крестообразной формы, при чём каждый из нижних ярусов, служа основанием для следующего, покоящегося на нём  верхнего яруса, был соответственно шире последнего».

Георгиевская церковь с павильона Коммерческого клуба

 

В Георгиевской церкви мы видим это наслоение этажей или ярусов на двух четырёхугольниках – двух восьмигранников, постепенно кверху суживающихся и переходящих, наконец, в подглавную шейку или трибун. Такого же характера постройки и колокольня, несколько ниже церкви, что также было характерным признаком церковного строительства того времени. Что же касается орнамента из белого камня, то характер его, как будто уже, носит влияние запада».  Отличительной чертой московского барокко является многоярусность, устремленность ввысь, сочетание красной кирпичной кладки с белым резным камнем отделки. 

Церковь Святого Георгия Победоносца Георгиевская церковь на Верхневолжской набережной

 

Позднее, в начале XX века, церковь была побелена и на фотографиях, выполненных М.П. Дмитриевым, её можно увидеть уже белоснежной, но от этого не потерявшей своего неповторимого облика.

Церковь Святого Георгия Победоносца Церковь Святого Георгия Победоносца

 

Таким образом, из описания Георгиевской церкви историками – краеведами XIX века, видно насколько она была красива и почитаема нижегородцами, была украшением города, лучшим памятником «нарышкинского» барокко.

По описанию архимандрита Макария, «внутренность» Георгиевской церкви соответствует ее внешности «по своему благолепию и резным иконостасам. Они сначала были позолочены на масле, а потом червонным золотом. Особое внимание обращает на себя резной иконостас в главном храме. Этот иконостас около 10 лет назад был возобновлён на пожертвованные купечеством деньги. Он состоит из шести ярусов и занимает не только восточную сторону храма, отделяющую алтарь, но в равном размере простирается по всем другим стенам храма». 

Иконостас Георгиевской церкви Иконостас Георгиевской церкви Иконостас Георгиевской церкови. Фото начала XX века

 

У историка Н. Храмцовского иконостас вызывает восхищение: «В холодной церкви великолепный пятиярусный иконостас в византийском вкусе, изящной резной  работы; он вызолочен сплошь червонным золотом; стены южная и северная также покрыты иконостасами, а равно и верхняя часть западной. Можно сказать, холодная церковь Георгия вся облита золотом. Наверху иконостаса, над царскими вратами, распятие с предстоящими Божьей Матерью и Иоанном Богословом, а от них, как по алтарному иконостасу, так и по стенным, идут фигуры евангелистов и  апостолов. Образа в этой церкви все иконописные, кроме иконы Иерусалимской Божьей Матери; эта икона резной работы; она стоит с левой стороны северных дверей. В трапезе, или тёплой церкви, иконостасы в один ярус, золочёные сплошь, с резьбой рококо; образа также иконописные. Стены тёплой церкви отделаны под мрамор».

Царские врата древней формы и очень низкие, с четырехугольными столбиками по сторонам и низкой аркой.

В церкви три престола: «главный во имя святого великомученика Георгия; другие два придельные в трапезе: по правую сторону - святителя Иоанна Златоустого, а по левую -  святого Симеона Богоприимца и мученицы царицы Александры». Кроме двух этих приделов был еще третий во имя Пресвятой Богородицы Толгской, «пристроенный снаружи настоящего храма с северной стороны прихожанином купцом Пачкуновым на память избавления его из плена от турок». Но этот придел по распоряжению высшего начальства в 1836 году был разобран, «потому что был построен не согласно с  планом». В 1845 году иконостас из этого предела Георгиевской церкви был отдан в село Зелёное Балахнинского уезда.

Отдельного внимания заслуживают церковные вещи: иконы, книги, кресты, убранство.

Иконостас Георгиевской церкви Реликвии Георгиевской церкви Реликвии Георгиевской церкви

 

В храме были древние иконы, описанные в Сотной грамоте, среди которых:

- Одигитриевская икона Божьей Матери в сребропозлащенном (в 17 фунтов) и богато украшенном жемчугом и драгоценными камнями окладе. По письму икона должна относится по крайней мере к началу XVI  века. В 1665 и 1772 годах, когда Нижний Новгород страдал от моровой язвы, икона Одигитриевская особенно прославлена была чудесами. К этой чудотворной иконе прибегали с усердной молитвой в Нижнем Новгороде и во время холеры.

- Резное по дереву изображение Иерусалимской Божьей Матери в человеческий рост. Она стояла в нижнем ярусе главного иконостаса против левого клироса, украшена сребропозлащенными древними венцами и жемчугом с драгоценными камнями.

- Икона Толгской Божьей Матери, по виду древняя, точный список чудотворной иконы, находящейся в Толгском монастыре Ярославской губернии. Оклад и венцы на ней сребропозлащенные, риза украшена жемчугом и драгоценными камнями».

- Икона Георгия Победоносца – старинного письма, в главном алтаре.

- Икона Распятия Христова, на которой сзади написан тропарь «Спаси Господи люди твоя» по старинному тексту. Кроме того, икона Богородицы Умиление, образ Св. мученицы Екатерины, образ Св. Николая Чудотворца, образ Макария Желтоводского, икона Покрова Св. Богородицы, икона Казанской Божьей Матери, икона Вознесения Христова.

- Несколько старинных икон малого размера, древнегреческого письма,  украшены окладами и жемчугом, пожертвованных Пушником.

Можно сделать вывод, что иконы в Георгиевской церкви были особенно почитаемы  прихожанами, а некоторые уникальны по своей древности.

Особенной ценностью являются церковные книги.

- Напрестольное Евангелие в лист, печатано при патриархе Иове в 1604 году; оклад с него снят, а надпись на первых его листах следующая: «Книга глаголемая Евангелие дьяка Василия Юдина сына Башмакова». На конечных листах: « 7199 году мая продал сию книгу Нижнего Новгорода Покровский поп Матфей Никитин нижегородцу, посадскому человеку Ефрему Иванову сыну Пушникову с братьями, а взял за ту книгу денег 3 рубля, а подписал своей рукой».

- Евангелие в лист без оклада печатанное при патриархе Иосифе в 7152 (1644) году, с надписью на первых листах: «Сие святое Евангелие церкви святого славного великомученика и Победоносца Георгия в епархии первопрестольника великого господина преосвященнейшего Филарета митрополита Нижнего Новгорода и Алатыря, а сия святая церква стоит в Богоспасаемом граде Нижнем на верхнем посаде за каменным городом, близ Георгиевской башни, а сие святое Евангелие строение мирское, сию поволоку и Евангелисты чеканны позолочены весом фунт приложил при священнике Иване Васильеве сыне нижегородец посадский человек Иван Андреев сын Пушник с детьми в лето 7183 года апреля в 23 день; прежнее Евангелисты сего Евангелия украдены, кто сие святое Евангелие отлучит от церкви, и на том будет Святых Отец клятва».

- Из числа рукописей замечательны синодик с разными предисловиями и Евангелие, по письму относящееся к первой половине 17-ого века. 

Подробное описание древних книг известно из сотной грамоты за 1621 год: «Евангелие письменное, облочено бархатом зеленым, евангелисты серебряные золочены; Апостол печатный ветхий; Евангелие толковое; шестодневец печатный ветхий; минея общая печатная; минея месяца декабрь печатная; четыре трефолоя письменных; два пролога письменные; псалтырь печатный, ветхий; часовник печатный, ветхий; два златоуста письменные, оба ветхие, служебник печатный; триодь постная печатная; триодь цветная письменная».

Таким образом, всего в церкви было 12 рукописных и 11 печатных книг, многие из них можно отнести к XVII веку и ранее.

Другие святыни церкви Святого Георгия победоносца:

- Крест деревянный с надписью о времени освящения церкви помещен вместе с антиминсом в рамках на откосе окна над горним местом. Напрестольный крест сребропозлащенный, на тяжелом древке, унизанный жемчугом. На обратной стороне креста надпись о вкладчице «Вдова Евдокия Киприанова, дочь Яковлевская, жена Кривопалова».

- Деревянный крест с иконописным изображением Распятия Иисуса Христа, утвержденный за правым клиросом с надписями по-еврейски, гречески и римски.

- Пять древних крестов, сребропозлащенных, разной величины, со святыми мощами хранились в устроенном для них позлащенном киоте.

- Древняя меднопозлащенная Дарохранительница с изображением Страстей Господних и разных святых в форме венца.

- Антиминс (плат с зашитыми частицами мощей) на атласе с китайчатой подкладкой, освященный в 1702 году митрополитом Исайей.

- Древняя пелена, шитая золотом по черному бархату. На ней изображен вышитый крест, окруженный также шитыми копьем, тростью и надписями. Сшита до исправления книг, бывшего при патриархе Никоне, по древности шитья относится к концу 16-ого столетия. 

- Большой воздух (большой четырехугольный покров, символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа), шитый золотом по белому атласу. В середине его Распятие, вокруг его шитые копья и трость, солнце и луна, и три ангела, а по углам символы евангелистов. 

- Средний воздух, шитый золотом по красному атласу. В середине его плащаница с изображениями Спасителя, двух ангелов, в вверху Господа Саваофа, под ним Святого Духа в виде голубя, а по сторонам двух святил. По краям с боков и снизу надписи. 

- Меньший воздух, шитый также золотом по красному атласу. Внутри его вышит крест, обложенный жемчугом с копьем и тростью. Последние два воздуха принадлежат к временам царствования Алексея Михайловича, а первый к началу 18-ого столетия.

- Бахтовая атласная фелонь (облачение священника).

- Большие поручи с медными круглыми пуговицами.

- Многие иконы 16-ого столетия. 

Кроме этого были оставшиеся от начала 18-ого столетия ризы священнические и стихарь кофейного цвета с золотом, оплечья на них также старинные, шитые золотом и многое другое.

Церковное убранство церкви впечатляло своим многообразием, богатством золотых вещей, жемчугов и драгоценных камней.

По одному преданию, на место между крепостью и церковью Святого Георгия в 1611 году были снесены нижегородцами все пожертвования, сделанные ими вследствие воззвания Минина, и что тут же было совершено архимандритом Печерского монастыря Феодосием торжественное молебствие о ниспослании успехов православным воинам, ополчившимся за веру и Отечество.

В течение каждого года в Нижнем Новгороде было 17 крестных ходов. Один из них проходил из Спасо - Преображенского собора в церковь святого Георгия. С 1665 года учрежден Крестный ход из нижегородского кафедрального собора в Георгиевскую церковь, совершаемый 28 июля. 

По мнению архимандрита Макария, история возникновения Крестного хода такова: древняя Смоленская икона Божьей Матери - Одигитрии, относящаяся по письму к концу XV - началу XVI века, и находившаяся в Георгиевской церкви, прославлена чудесами во время свирепствовавшей в городе моровой язвы. «Когда народ прибегнул к усиленной молитве и по городу был совершен Крестный ход с этой иконой, то моровая язва прекратилась».  С этого времени чудотворная икона Одигитрии особенно чтима нижегородцами.

 В Нижний Новгород наносили визиты многие российские императоры. Некоторые посещали и Георгиевскую церковь. В 1797 году император Павел Петрович с великими князьями Александром    Павловичем и Константином Павловичем 2 раза удостоил своим посещением Нижний Новгород: в первый раз - в мае, во второй 3 июня. Вместе с архипастырем император не оставлял без внимания и духовных лиц. Например, священник нижегородской Георгиевской церкви Иродион Кудрявцев за поднесение своей оды императору был награжден от него золотыми часами.

Александр II вместе с императрицей Марией Александровной в августе 1858 года посетил Георгиевскую церковь и на память о своем визите оставил бронзовое паникадило в виде люстры изящной работы, увенчанной двуглавым орлом с императорским вензелем, которое находилось в трапезной церкви.

Император Александр II Николаевич

 

Георгиевская церковь, радуя своей архитектурой и красотой жителей города и его гостей, простояла ровно 230 лет – с 1702 по 1932 года. В первые годы Советской власти она  была взята  под охрану государства как памятник зодчества первой категории. Нижегородский музей планировал превратить церковь в постоянно действующую антирелигиозную выставку.  

Вид на Георгиескую церковь с Мочального острова Церковь Святого Георгия Победоносца Церковь Святого Георгия Победоносца Церковь Святого Георгия Победоносца. Фото начала XX в. В.А.Зевеке

 

Но в конце 20-начале 30-х годов в Нижнем Новгороде разрабатывался план грандиозного строительства нового коммунистического города. 4 марта 1932 года было принято решение Президиума Нижегородского крайисполкома «О ликвидации Георгиевской церкви в Свердловском районе города Нижнего Новгорода». Обосновывалось это тем, что планом строительства 1932 года предусматривалось на её месте возведение гостиницы «Россия».

Гостиница «Россия» («Центральная») Гостиница «Россия» («Центральная»). 1955 г. Гостиница «Волжский откос». Фото А.В. Ермаков. 2013 г.

 

Место было живописное, и по мысли руководителей края оно не соответствовало культовой постройке. Архитектурно-историческая ценность её не учитывалась. Обосновывая это постановление, крайисполком исходил из того, что «нужды небольшого общества верующих Георгиевской церкви могут быть удовлетворены путем предоставления им для совместного пользования зданий Спасской или Варваринской церквей». Руководствуясь статьёй 36 закона  «О религиозных объединениях»,  договор с обществом верующих был расторгнут, а храм подлежал сносу «с использованием материала для строительства гостиницы». Ходатайствовать перед Главнаукой, о разрешении ликвидировать памятник, было поручено Нижегородскому Горсовету, который, не дожидаясь разрешения, приказал сносить ограду церкви.

Церковь Святого Георгия Победоносца

 

Руководство Нижегородского Музея 10 марта обратилось сразу же к нескольким губернским учреждениям с просьбой о немедленном прекращении разрушительных действий. Одновременно музей направил телеграмму в Москву в Наркомпрос о том, что «положение очень тревожное, и музей опасается, что могут приступить к слому, не дожидаясь окончательного распоряжения». Предвидя, что Главнаука будет всячески противиться постановлению президиума Нижегородского крайисполкома о ликвидации Георгиевской церкви, местные власти обратились за поддержкой и разрешением на снос храма во ВЦИК РСФСР, где нашли полное понимание. В конце марта 1932 года заведующий сектором Народного комиссариата просвещения РСФСР направил в Нижегородский горсовет по этому поводу разъяснение. В нём говорилось о том, что «церковь Георгия до ее разборки должна быть научно обмерена, и произведена тщательная её фотофиксация».

Вид Георгиевской церкви с юго-востока в процессе разборки

 

Судьба Георгиевской церкви была решена – памятник церковного зодчества пошел на слом. Последние снимки храма были сделаны М.П. Дмитриевым. Уже к июлю 1932 года строительная площадка под гостиницу «Россия» была готова и окончательна расчищена. Так была уничтожена Георгиевская церковь - архитектурный шедевр, одно из украшений нашего города, памятник отечественной истории, культуры и архитектуры.

Взрыв Георгиевской церкви. 1932 год Взрыв Георгиевской церкви. 1932 год Георгиевская церковь в процессе разборки Георгиевская церковь в процессе разборки Георгиевская церковь в процессе разборки Церковь святого Георгия Победоносца. Группа взрывником на фоне руин. 1932год

 

 В 2008 году под зданием отеля были обнаружены остатки церковного кладбища. Начались археологические раскопки, предваряющие реконструкцию здания. На территории гостиницы действительно был обнаружен некрополь, всего 110 погребений. Но людей здесь предали земле больше: в древности, как и сейчас, хоронили могила к могиле.

Некоторым усопшим под голову клали кирпич — такой обряд был зафиксирован не только у нас, но и в Подмосковье. С какими культовыми представлениями он связан, сказать сейчас трудно. А еще некоторым покойникам клали под голову мешочки с песком — это было видно по прослойке песка вокруг черепа: подушка сгнила, содержимое высыпалось. Кости, найденные археологами, ждут теперь перезахоронения. Возможно, они обретут покой в специальной часовне, такой вариант сегодня рассматривается.

Что касается самого храма, то здесь пока больше вопросов, чем ответов. Судя по всему, церковь была разобрана в советское время основательно.

 

— От фундамента практически ничего не осталось, — рассказывает Юрий Зарубин. — Пока на этом месте удалось обнаружить лишь кирпичные воздуховодные каналы. Это фрагменты отопительной системы конца XIX века. Будем надеяться, что следы Георгиевского храма все же будут обнаружены. Ведь предстоят работы, сопровождающие реконструкцию «Волжского откоса», и на этом этапе возможны новые открытия.

Место раскопок некрополя Георгиевской церкви Место раскопок некрополя Георгиевской церкви Место раскопок некрополя Георгиевской церкви Место раскопок некрополя Георгиевской церкви

 

Зарегистрируйтесь, пожалуйста, чтобы комментировать материалы сайта.

GearBest.com INT
Huawei