Группа священослужителей с иконой Оранской Божией Матери

 

На протяжении всего XIX столетия православные нижегородцы, главным событием в церковно-общественной жизни города, да и всего нижегородского края, называли ежегодные крестные ходы с чудотворным образом Богоматери Владимирской Оранской. Крестохождения эти были вызваны различными причинами и обстоятельствами. Всего к началу XX века, в течение одного года с благословения правящего архиерея от Святых врат Оранского монастыря начиналось девять различных крестных ходов. Основным из них считался «Нижегородский ход» — из Оранского монастыря в Нижний Новгород, (который длился по старому стилю с Четверга Светлой пасхальной седмицы до 19-го июля).

Традиционно на Руси большинство монастырских крестных ходов посвящалось событиям прошлого. Многие из них совершались в память «чудесного избавления» населения от различных эпидемий. В период массовых эпидемий обострялись религиозные чувства народа, как во время войн и стихийных бедствий.

Осенью 1771 года жители Нижнего Новгорода переживали сильную эпидемию моровой язвы (чумы), во время которой «…каждый с трепетом ожидал приближения страшной минуты смерти». Вследствие этого горожане обратились к Преосвященному Феофану (Чарнуцкому) епископу Нижегородскому и Алатырскому с просьбой о разрешении принести чудотворную Оранскую икону. Еще в древние времена нижегородцы говорили об этой святыне: «Она была покровом и оплотом своей обители, она стольким страждущим подала облегчение, она поможет и нам. Владычица не оставит со слезами прибегающих к ее святой иконе».

Дозволение епископа было дано немедленно, и уже 9 октября 1771 года, после службы в церкви Великомученника Георгия, был совершен самый первый крестный ход с иконой вокруг города. В период с 9 по 20 октября 1771 года произошло девять аналогичных крестохождений. Устное предание об этих событиях гласило, что чума не могла распространяться, далее той улицы, где была пронесена чудотворная святыня. В память этого чудесного избавления благодарные нижегородцы перед образом Богоматери дали своеобразное «обещание» — ежегодно брать икону Богоматери Владимирской Оранской из монастыря в Нижний Новгород для всеобщего поклонения, и исполнять данный обет из рода в род.

На протяжении 150 последующих лет этот обычай исполнялся неукоснительно. События эти очень часто и подробно описывались на страницах нижегородских изданий, отражены они и на страницах монастырской летописи, составленной в 1871 году иеромонахом Гавриилом. «…В четверток на Пасхе (т. е. в первый четверг после Пасхи) по совершении литургии в Оранском монастыре начинается крестный ход с пением молебна, который завершался за монастырской деревней Поляна (т. е. Оранки). Затем, в особо устроенном киоте икона отправлялась „на руках богомольцев“ в Нижний Новгород. При этом несли ее в продолжение всего пути, порядком 50 верст…, и всегда находятся лица, желающие участвовать в несении иконы. Вообще, несмотря ни на какую погоду и состояние дороги, стечение народа бывает громадное».

Встреча иконы Оранской Божией Матери. Дата к. ХIХ в. Автор М.П. Дмитриев  Место съемки г. Н.Новгород

 

Начиная с XIX столетия, как правило, икону приносили в субботу вечером в Крестовоздвиженский монастырь (располагавшийся тогда на окраине города по Арзамасской дороге). Большинство горожан давали обет о том, чтобы пешком за несколько километров от города, встречать чудотворный образ Богоматери. По этому поводу нижегородский краевед Н. Н. Храмцовский в своем очерке писал: «…толпы горожан, обоего пола и всей возрастов, жителей Кунавина, Бора, Печёр и прочих окружных селений и деревень спешат к Крестовоздвиженскому монастырю, наполняют его стены и покрывают большую Арзамасскую дорогу, далее чем за 10 верст».

Встречали икону в восточных Святых воротах женской обители многочисленное духовенство, настоятельница и все сестры, с пением специального тропаря: «Днесь светло красуется Нижний Новгород яко зарю солнечну восприимше, Владычице, чудотворную твою икону…». Впереди этой процессии несли главную святыню Крестовоздвиженского монастыря — чудотворный крест, затем шли хор певчих из монахинь и послушниц с горящими свечами в руках, монастырское духовенство и Правящий архиерей, замыкавший торжественное шествие, сопровождаемое пением пасхальных канонов. При этом у ворот Крестовоздвиженского монастыря икону обязательно так же встречали представители губернской администрации, городского управления и общественности во главе с губернатором.

Встреча иконы Оранской Божией Матери на Крестоводвиженской площади (ныне пл. Лядова) 1910-1912г

 

Церемония встречи иконы на границе города была практически неизменной, четко регламентированной и повторялась из года в год. Весьма красочно и живописно эта духовная традиция была описана в местной печати в 1901 году: «Вся эта несметная масса людей, одушевленная одним благоговейным желанием узреть дорогую святыню, с молитвою припасть к чудотворному образу…, и в святой тишине, со смирением ожидавшая появления его…, невольно вызывала чувство священного, религиозного восторга. Но вот по Арзамасской дороге показались и блеснули на солнце многочисленные золоченые хоругви грандиозного крестного хода. Целое море голов мгновенно обнажились: благоговейно осеняя крестным знамением, весь православный народ склонился перед святынею, величаво несомою хоругвеносцами в массивном золотом ковчеге среди леса из древков священных хоругвей… Музыка (колокола монастырские) играла мелодию «Коль славен наш Господь в Сионе».

Крестный ход с Оранской иконой на Арзамасском тракте . Дата к. ХIХ в. Автор М.П. Дмитриев  Место съемки г. Н.Новгород

 

Икона находилась в Крестовоздвиженском монастыре только до утра следующего дня. Затем происходила церемония перенесения ее в Спасо-Преображенский кафедральный собор в кремле. В данном крестном ходу участвовало все духовенство города и архимандриты городских монастырей. С многочисленными хоругвями и крестами Оранскую икону несли по улице Ямской (ныне ул. Горького), по Малой и Большой Покровской улицам — на центральную Благовещенскую площадь города, (ныне пл. Минина). «Это величественное шествие святыни в сиянии солнечного дня представляло торжественное и умиляющее душу зрелище».

Сормово. Крестный ход с иконой Оранской Божией Матери. Дата 1909 г. Автор М.П. Дмитриев Место съемки г. Н.Новгород

 

До 1850 года на площади икону встречали у Благовещенского собора, а в дальнейшем стали молиться в церкви Св. Алексия Митрополита Московского. Чудотворный образ вносили в храм, где перед ним служили молебен и читали половину акафиста Владимирской-Оранской Божией Матери. Затем икону несли к Дмитриевским воротам кремля, перед которыми епископ читал другую часть акафиста, а протодиакон возглашал молитву о граде. На другой день святыню относили в собор Архангела Михаила, и в последующие дни (до 19 июня — по старому стилю) ее переносили для почитания и молитвы из одной городской церкви в другую.

Крестный ход с Оранской иконой. Нижний Новгород  Благовещенская площадь

 

В праздник Вознесения Господня (5 июня) очередной крестный ход с Оранской святыней происходил из Нижнего Новгорода непосредственно в Печерский монастырь, где в этот день отмечался основной престольный праздник. Аналогичные небольшие крестные ходы проходили и в первые два воскресных дня Петрова поста вокруг всего города, как по улицам нагорной его части, так заречной.

 У печёрского монастыря

 

Не менее торжественно, чем встреча происходили и проводы иконы Оранской иконы из Нижнего Новгорода обратно в свою обитель. «По обыкновению встреча и проводы иконы собирают всегда тысячи усердствующих жителей». Тоже повторилось и 19 июня 1886 года: «Несмотря на холодную и дождливую погоду, буквально и старого и малого можно было встретить в несметной толпе, провожающей икону…; Первые полдня торговые заведения были закрыты, а так же закрыты были и многие городские учреждения».

Проводы иконы Оранской Божьей Матери из Нижнего Новгорода в Оранский Богородицкий монастырь

А вот как, например, это происходило в 1845 году: «После обедни, совершенной в кафедральном соборе Иоанном, епископом Нижегородским и Арзамасским, икону подняли и с крестным ходом, и в сопровождении всего Нижегородского духовенства понесли из Кремля на Благовещенскую площадь, а затем до Крестовоздвиженского монастыря». Автор цитируемой нами статьи пишет о том, что во время проводов иконы на Благовещенской площади тогда присутствовало не менее четырех тысяч человек.

На обратной дороге, из Крестовоздвиженского монастыря икону заносили в военный полевой лагерь 4-го учебного карабинерного полка, где совершался в присутствии воинов водосвятный молебен.

По той же причине, как и в Нижний Новгород, во время эпидемии чумы, начиная с 1771 года, икона «Богоматери Владимирской Оранской» стала ежегодно приноситься в село Павлово Горбатовского уезда. Но так как основная чудотворная икона в это время находился в Н. Новгороде, то крестный ход этот совершался со списком иконы. Первоначально Павловский крестный ход, так же как и Нижегородский проходил после Пасхи. «Но так как для деревенских жителей это пора — дорогое время полевых работ, то в последствии время хода было перенесено на Великий пост…». Данное обстоятельство в дальнейшем вызывало со стороны нижегородских архиереев определенное смущение и сомнение. В период управления епархией Преосвященным Иеремией (Соловьевым) в 1852 году был наложен запрет на Павловский крестных ход в период Великого поста. Преосвященный Иеремея дозволил брать св. икону жителям Павлова сроком на один месяц с 18 ноября по 18 декабря. По истечении пяти лет, после наложения запрета, приемник епископа, Преосвященный Антоний разрешил принесение иконы по-прежнему во время Великого Поста.

Спустя 20 лет, в 1791 году был учрежден третий официальный крестный ход с Оранской иконой в уездный город Арзамас, «…вследствие избавления жителей его от падежа скота и умножения бесноватых». В одном из докладов настоятеля Оранского монастыря архимандрита Мефодия епископу Дамаскину (Рудневу), было сказано о том, что: «арзамасское общество, по их усердию желают образ Божия Матери принять к себе в Арзамас…». На что владыка в свою очередь, распорядился: «…пускай берут Образ, только в Арзамасе надобно знать духовенству, встречают за городом со Крестами и проводили в Соборную церковь…».

Начинался Арзамасский крестный ход 26-го августа (по старому стилю). Изначально икона находилась в Арзамасе до Рождества, после чего возвращалась обратно в обитель. Но в дальнейшем, с конца XIX столетия, чудотворный образ стали переносить также с крестным ходом из Арзамаса в другой уездный город — Ардатов. Таким образом, установилась традиция проведения самого длительного по времени крестохождения (более шести месяцев). Этот ход заканчивался в канун Страстной седмицы, в Лазареву субботу, т. е. весной следующего года. По пути следования из Оранского монастыря, а так же обратно в обитель, «икона останавливалась» во многих приходских храмах. Помимо этого Оранскую святыню обязательно приносили в Высокогорский мужской монастырь, Серафимо-Понетаевскую и Серафимо-Дивеевскую женские обители.

Крестный ход с Оранской иконой. Нижний Новгород

 

В связи с усилением раскола в Нижегородской епархии, для сокращения различных старообрядческих вероучений, начиная с 29 августа 1866 года, стал проводиться еще одни крестный ход, со списком Богоматери Оранской в уездный город Семенов и его округу, захватывая при этом обширную часть Заволжья.

Для проведения этого «миссионерского крестохождения» в официальном указе, присланном в Оранскую обитель, от имени Нижегородской Духовной Консистории были предписаны особые условия, чтобы: «…монашествующие были отправлены благонадежного поведения; в селах при хождениях была носима особая кружка (для сбора средств) в пользу бедных Духовного звания; духовенству местному со своей стороны оказывать иконе „должную честь“, встречая в свой приход и храм и провожая с крестными ходами и со звоном, и внушали бы своим прихожанам, чтобы они брали икону к себе в дома на освещение…».

Как уже было сказано, начинался «Семеновский ход» в августе месяце, а заканчивался в канун Масленицы на Мясопустную субботу. Но, как и в предыдущем случае с «Арзамасским ходом» его продолжительность была изменена за счет продления самого маршрута. В начале XX века во время этого крестохождения икону стали «провожать» далее пределов старообрядческих поселений. В последствие длился данный ход с 29 августа до Страстной седмицы и проходил сразу по нескольким уездам: Нижегородскому, части Семеновского, Макарьевского, Васильсурского, Княгининского, Сергаченского и Лукояновского. Таким образом, фактически охватывалась половина Нижегородской губернии, а точнее ее западную часть по направлению с севера на юг. Согласно официальному расписанию за время «Семеновского» крестохождения Оранская икона пребывала в 111 населенных пунктах, (приходских церквах).

Начиная с 1872 года по благословению епархиального начальства, список чудотворной иконы «Богоматери Владимирской Оранской» стали приносить еще в ряд уездных городов на юге нижегородской губернии: «Княгинин, Сергач и Лукоянов и некоторые селения оных уездов…». В последствие этот ход официально станет именоваться «осенне-зимним мордовским». Помимо вышеназванных городов в период данного крестохождения чудотворный образ так же приносили в заштатный г. Починки. Длился этот ход с 29 августа по 31 марта (по старому стилю).

Помимо названных крестохождений, в конце XIX — начале XX вв. из Оранского монастыря по Нижегородской епархии благословлялись еще четыре хода. Они были менее продолжительными, но происходили регулярно. Организовывались специальные т. н. «мордовский весенний» и «мордовский летний» ходы ограничивались деревнями и селами Нижегородского и части Княгининского уездов, где находились компактные поселения мордвы. Первый длился с Фоминой Недели до 1-18 июня, второй — с 26 июня по 22 августа (по ст. стилю).

Еще два крестных хода совершались в Горбатовском уезде. Это одноименный «Горбатовский ход» (с 24 июня по 22 августа) проходивший непосредственно в г. Горбатов по его округе, с заходом в некоторые селения Балахнинского уезда. Последний ход именовался как «Закудменский» (с 26 июня по 22 августа), проходивший по территории северо-восточной части Горбатовского уезда.

В заключении, хотелось бы отметить одну особенность Оранских крестохождений. Зачастую в один и тот же день из Оранского монастыря начиналось одновременно два крестных хода. Либо это происходило с разницей всего в несколько дней. При этом использовалась как подлинная древняя икона, так и т. н. «запасная», которой являлась ранее упомянутая нами копия с чудотворной. Древнюю чудотворную Оранскую икону переносили для поклонения в города Н. Новгород, Арзамас, Ардатов, Горбатов. В остальных же крестных ходах использовали копию. В самом же монастыре чудотворная святыня находился очень короткое время — с конца Великого поста и до начала Светлой Седмицы и во время основного праздника монастырского от 20 июня до 26 августа.

Время пребывания иконы во всех населенных пунктах было разным. В сельских храмах и деревнях, икона находилась в среднем от одного до трех дней, а в уездных центрах в зависимости от количества храмов и общего числа прихожан. В городе Арзамасе — 30 дней, в Ардатове — 13 дней, в Горбатове — 9 дней, в Лукоянове — от 7 до 9 дней, в Сергаче — от 5 до 7 дней, в Княгинине — 5 дней, в заштатном г. Починки — 12 дней и в селе Павлове — 8 дней.

Примечателен тот факт, что в Оранском монастыре находилась еще одна икона старинного письма, также почитаемая как чудотворная. Это был образ Христа Спасителя. По преданию икона прежде находилась в древней Петро-Павловской церкви обители, затем ее перенесли в трапезную, а в начале XX века ее установили в главном соборном храме, в отдельном киоте. Местные жители д. Оранки ежегодно брали этот образ в крестные ходы по полям во время посевной. В 1903 году усердием и на средства Нижегородского купца Ивана Михайловича Рукавишникова для данной иконы была выполнена в Москве серебряная риза (оклад) с эмалевыми вставками.

Как уже упоминалось, во время крестохождений чудотворную икону носили «в особо устроенном киоте». А в 1895 году для этих целей, по указу Нижегородского Свято-Георгиевского общества хоругвеносцев, московским фабрикантом Постниковым был изготовлен т. н. «ковчег». Сделанный из позолоченной бронзы «ковчег» украшался эмалированными вставками и чеканными изображениями местночтимых святых. И на нем была такая надпись: «Святой ковчег сей сооружен в память бракосочетания Их императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны… на средства Свято-Георгиевского общества хоругвеносцев и на добровольные пожертвования…» и оценивался он тогда в 2.500 рублей.

22 декабря 1894 года Преосвященным Владимиром, епископом Нижегородским, была утверждена официальная «Инструкция о порядке крестных ходов, совершаемых по разным случаям в Н. Новгороде, а также при встрече и проводах Св. чудотворной иконы Владимирской (Оранской) Божьей Матери». Составлена она была на основании «Устава Нижегородского Свято-Георгиевского Общества хоругвеносцев». В одном из параграфов этого документа сказано о том, что «Святая чудотворная икона Оранской Божией Матери переносится с торжественным крестным ходом, в котором участвуют все кресты, хоругви и фонари, пожертвованные для сего, в разное время ревнителями благолепия». Согласно данной инструкции крестный ход должен следовать в строжайшем порядке, по определенному заранее пути и направлению. Пение певчих, сопровождающих крестный ход должно быть непрерывное и при том умилительное.

Встреча иконы Оранской Божией Матери. Дата к. ХIХ в. Автор М.П. Дмитриев  Место съемки г. Н.Новгород

 

Наряду с самой Оранской иконой, в нижегородских ходах в обязательном порядке носили и другие месточтимые нижегородцами образа. Это св. икону Спасителя из Спасской часовни, Смоленской Божьей Матери из Георгиевской церкви, а также хоругви: с изображением небесного покровителя Н. Новгорода Святого кн. Георгия и Святого князя Владимира, и Нижегородского ополчения Минина и Пожарского

Епархиальным архиереем ежегодно утверждались официальные расписания крестохождений с чудотворными иконами по Нижегородской епархии. В начале XX в. расписание основного «Нижегородского» хода публиковалось в местной печати. Нередко Нижегородская Духовная Консистория своими решениями вносила изменения в порядок проведения крестных ходов, их маршрут и продолжительность. Как, например, это произошло в 1880 г., во время проведения очередного «Арзамасского» крестохождения с чудотворной иконой «Богоматери Владимирской Оранской». На имя епископа Макария было подано прошение от священника Арзамасской церкви Леонида Белавина и «смотрителя Арзамасского Тюремного замка надворного советника Паисия Добролюбова», нижеследующего содержания: «… В прежнее время икона (имеется ввиду Оранская Божьей Матери — О. Д.) всегда в Тюремную церковь приносилась на сутки, во время которых при ней совершалось Всенощное бдение и Литургия … и по желанию служился молебен по арестантским камерам … При таком порядке, удовлетворялась и духовная потребность заключенных … не лишались сего утешения…» Причиной данного обращения стало новое расписание «Арзамасского» крестохождения, по которому икону в Тюремный замок приносить не планировалось. «… Духовное назидание и утешение, получаемое заключенными при торжественном служении в присутствии Оранской иконы Божьей Матери настолько велико…, они не могут часто прибегать к молитвам св. Богородицы при чудотворной сей иконе, а между тем наболевшее сердце требует сего утешения не раз, и не два…, заключенные наиболее нуждающиеся в этом утешении» — писали податели прошения епископу Макарию — «А посему покорнейше просим Ваше Преосвященство разрешить и в нынешнем (т. е. 1880-м) году пребывание Оранской иконы Божьей Матери в течение суток в Тюремной церкви…».

В этом же архивном деле из фонда Оранского монастыря был обнаружен нами еще один аналогичный документ. Это т. н. «приговор сельского схода» жителей д. Никулино, где говорится о том, что «…сочинили сей приговор … крестьяне, по обещанию нашей деревни все жители желаем усердно просить образ Оранской пречистой владычицы Владимирской Божьей Матери к себе на сутки…» Далее идут подписи мужчин этой деревни, порядка 30 штук, и стоит дата — 24 февраля 1870 г. В последствии, просьбы крестьян и арзамасцев были удовлетворены.

Во время крестного хода чудотворную икону разрешалось прихожанам того храма, где она находилась, брать к себе в дом, но только в промежутках между церковными службами. Это называлось «поднять» икону. Как правило, «подымали» ее к тяжелобольным, надеющимся на целебную помощь Богоматери. Чаще всего подобные молебны происходили в Н. Новгороде и уездных городах. «Те же из жителей…, которые почему-либо не удостоятся посещения своих жилищ Оранскою иконою Богоматери, считали это обстоятельство гневом Божьим…».

Сохранился уникальный, на наш взгляд, документ конца XIX в., который позволяет судить об отношении жителей Н. Новгорода к Оранской иконе. Это анонимное письмо некоего нижегородца на имя епископа, написанное в 1882 году. Автор письма пишет о том, что совершаемые по приглашению молебны в домах нижегородцев происходят второпях, с нарушением правил, т. к. братия монастырская устает и не имеет времени. «С глубокою скорбью в сердце приходится обратиться с покорнейшей просьбой… благословите приказать, находящимся при святой иконе Оранской Богоматери, столь чтимый нижегородцами, иеромонахам совершать молебствие в домах по возможности с должным вниманием и благоговением. Многие из граждан по собственному усердию и в большинстве случаев по обещанию желали бы служить молебствие с Акафистным чтением, а не в сокращенном виде. Обратите внимание на сие досточтимый Архипастырь, и не одна сотня семейств града сего будет сугубо благодарна Вам…, т. к. многие не смущаясь получили бы желанное для себя духовное утешение… при ходящие на поклонение по усердию к святой иконе».

Помимо крестохождений и молебнов «на дому», чудотворный образ Оранской Божьей Матери просили и брали для освящения будущих монастырей, храмов и других «богоугодных заведений». Так, например, 23 октября 1863 года «место под Иверский Выксунский женский монастырь было освящено Оранской чудотворной иконой Богоматери». При закладке Спасской церкви в Нижнем Новгороде, совершаемой в 1899 года наряду с другими местночтимыми святынями которые с крестным ходом были принесены из Кафедрального собора, молились Оранской Богоматери. С этой святыней нижегородцы встретили и Государя в 1913 году, когда в России праздновалось 300-летие Династии Дома Романовых. Подобных фактов, характеризующих отношение православных христиан к чудотворной иконе «Богоматери Владимирской Оранской» в дореволюционный период зафиксировано большое количество. 

Император Николай II со своим семейством в Нижегородском кремле во время крестного хода с Оранской иконой. Фото К. Буллы. 1913 г

Проходившие в дореволюционный период в Нижегородской губернии все девять крестохождений с иконой Богоматери Владимирской Оранской, практически охватывали всю территорию губернии, за исключением двух уездных центров: Балахны и Макарьева. Каждый раз, это происходило при большом стечении православных христиан, и как писал в последствии очевидец, митрополит Евлогий (Георгиевский) «…это было удивительное зрелище, прекрасная умилительная картина нашего старинного русского благочестия».

 

Данная статья составлена на основе документов ГУ ЦАНО и нижегородской дореволюционной периодической печати.

Автор Дёгтева О. В. директор церковно-археологического музея Нижегородской епархии

Источник статьи сайт Вознесенского Печерского мужского монастыря

 

Продолжение следует

  • Крестный ход с Оранской иконой на Арзамасском тракте . Дата к. ХIХ в. Автор М.П. Дмитриев Место съемки г. Н.Новгород
  • Крестный ход с Оранской иконой на Арзамасском тракте . Дата к. ХIХ в. Автор М.П. Дмитриев Место съемки г. Н.Новгород
  • Крестный ход с Оранской иконой на Арзамасском тракте . Дата к. ХIХ в. Автор М.П. Дмитриев Место съемки г. Н.Новгород
  • Крестный ход с Оранской иконой на Арзамасском тракте . Дата к. ХIХ в. Автор М.П. Дмитриев Место съемки г. Н.Новгород
  • Встреча иконы Оранской Божией Матери. Дата к. ХIХ в. Автор М.П. Дмитриев Место съемки г. Н.Новгород
  • Встреча иконы Оранской Божией Матери. Дата к. ХIХ в. Автор М.П. Дмитриев Место съемки г. Н.Новгород
  • Крестный ход с Оранской иконой. Нижний Новгород
  • Крестный ход с Оранской иконой. Нижний Новгород
  • Крестный ход с Оранской иконой. Нижний Новгород
  • Группа священослужителей с иконой Оранской Божией Матери
  • Крестный ход с Оранской иконой у Печёрского монастыря Нижний Новгород
  • У печёрского монастыря
  • Крестный ход на Большой Печерской, 1890-e гг
  • Крестный ход с иконой. Слева - дом А.А.Зевеке (ныне на ул. Провиантская - 46)
  • Сормово. Крестный ход с иконой Оранской Божией Матери. Дата 1909 г. Автор М.П. Дмитриев Место съемки г. Н.Новгород
  • Проводы иконы Оранской Божьей Матери из Нижнего Новгорода в Оранский Богородицкий монастырь
  • Проводы иконы Оранской Божией Матери. Дата к. ХIХ в. Автор М.П. Дмитриев Место съемки г. Н.Новгород
  • Проводы иконы Оранской Божией Матери. Дата к. ХIХ в. Автор М.П. Дмитриев Место съемки г. Н.Новгород
  • Проводы иконы Оранской Божией Матери. Дата к. ХIХ в. Автор М.П. Дмитриев Место съемки г. Н.Новгород
  • Проводы иконы Оранской Божией Матери. Дата к. ХIХ в. Автор М.П. Дмитриев Место съемки г. Н.Новгород
  • Проводы иконы Оранской Божией Матери. Дата к. ХIХ в. Автор М.П. Дмитриев Место съемки г. Н.Новгород
  • Встреча иконы Оранской Божией Матери
  • Встреча иконы Оранской Божией Матери на Крестоводвиженской площади (ныне пл. Лядова) 1910-1912г
  • Семья Смирновых на встрече Иконы у Вдовьева дома Блиновых и Бугровых на Крестоводвиженской площади
  • Крестный ход в Нижнем Новгороде 1910-1912г
  • Встреча иконы Оранской Божией Матери. Дата к. ХIХ в. Автор М.П. Дмитриев Место съемки г. Н.Новгород
  • Император Николай II со своим семейством в Нижегородском кремле во время крестного хода с Оранской иконой. Фото К. Буллы. 1913 г
  • Молебен перед иконой Божией Матери Оранская в присутсвии Императорской фамилии. 1913 г.
  • Крестный ход с Оранской иконой. Нижний Новгород Благовещенская площадь

Зарегистрируйтесь, пожалуйста, чтобы комментировать материалы сайта.

GearBest.com INT
Huawei