Амвросиев Николаевский Дудин монастырь

 

Амвросиев Николаевский Дудин монастырь стоит на головокружительной высоте Окского откоса. Вокруг тишина и безлюдье. Небольшие деревеньки не тревожат монастырского покоя, а до ближайшего городка, Богородска, больше десяти километров.

История обители уходит своими корнями в стародавние времена. Есть сведения, что ее посещал во время своего хождения в Нижний Новгород преподобный Сергий Радонежский. До наших дней сохранилось Евангелие, написанное здесь по его распоряжению.

Само название монастыря может многое о нем рассказать. Амвросиевым он назван по имени своего первого настоятеля, Николаевским – в честь события, которое послужило причиной его основания. На берегу реки Оки чудесным образом явилась чудотворная икона святителя Николая – в этом месте и вырос позднее монастырь. А веселое имя Дудин обители подарило  близлежащее село Дуденево, в котором ранее жили некие богачи Дуденевы, во многом содействовавшие строительству обители. 

Затон у с. Дуденево Нижегородской губернии Над рекой Окой. Окрестность с. Дуденево Нижегородской губернии

 

В XV - XVI веках монастырь владел обширными вотчинами по обоим берегам Оки. По левому земли его тянулись до Пырского озера и реки Ржавки (Нижний Новгород). По правому берегу - до реки Ворсмы и деревни Швариха (Богородский район). В монастыре до упразднения его в 1764 году хранились грамоты царя Ивана Васильевича Грозного на владение деревней Ченцово (1560), три грамоты царя Федора Иоанновича о деревне Польцо, рыбных ловлях на Оке с озерами и урочищами (1585), две грамоты о варницах в Балахне (1586), другие грамоты на владение Скоробогатовской пустынью, Гнилицкой мельницей, две грамоты Василия Шуйского на всю вотчину Нижегородскую, а также Владимирскую со всеми угодьями в 3685 сажен. По второй ревизии Дудину монастырю предоставлены во владение такие селения, как Подъяблонное, Тетерюгино, Каликино, Ченцово, Швариха, Дубенки, Желнино с крестьянами, землей пахотной и лесами 1176 четвертей, сена 6331 копна и 775 сажен дровяного леса. Всех крестьян за монастырем числилось по первой ревизии 1201 душа, по второй - 1306 душ, 326 крестьян находились на пашне и монастырской работе, а остальные - на рублевом оброке. 

Вид на пос. Жёлнино. Фото N.Bolshakov

Вид на пос. Жёлнино. Фото N.Bolshakov

 

В 70-х годах XVI века во времена "черемисской войны" монастырь запустел. К концу столетия вновь оправился, окреп, обновился постройками. В XVIII веке за каменной монастырской оградой толщиной более метра и высотой почти в три возвышалось центральное сооружение - каменная соборная Успенская церковь с теплым приделом во имя Николая Чудотворца, построенная в 1677 году взамен деревянной. Остатки этого храма сохранились. В XVIII веке была еще одна церковь над святыми воротами, холодная, построенная в честь Владимирской иконы Божьей Матери. К Успенской церкви примыкало самое древнее каменное строение - колокольня, устроенная в 1593 году при игумене Евфимии. Надворные постройки XVIII века состояли из каменных архимандричьих келий под одну крышу с кладовой, келарской, хлебопекарней, поварней; из трех каменных выходов с четырьмя кельями над ними, а также двух братских двойных пятиместных келий. Вне стен монастыря располагались разные службы. 

Мужской Амвросиев Никольский Дудин монастырь Одна из построек Дудина монастыря. Мужской Амвросиев Никольский Дудин монастырь. Успенская церковь

 

Пять веков простояла обитель над Окою, переживая вместе с Русью все ее радости и печали. Стала широко известна благодаря тому, что во время хождения в Нижний Новгород останавливался здесь Сергий Радонежский, и в обители хранилось Евангелие, написанное по его распоряжению. С 1677 года по грамоте царя Федора Алексеевича монастырь был причислен к патриаршему дому, а при учреждении Святейшего Синода стал именоваться Синодальным домовым монастырем. В последние годы своего существования он подчинялся епархиальному начальству. В 1764 году во времена царствования Екатерины II монастырь упразднили "за неимением средств на содержание".

С тех пор Успенский храм стал приходским для села Подъяблонное . Но в памяти народной он так и остался монастырским. И сто с лишним лет спустя жители окрестных сел, собираясь на службу в Успенский, говорили: «Пойду нынче на богомолье  в монастырь».

Многие из реликвий монастыря после его ликвидации были переданы в ризницу Нижегородского кафедрального собора, а при советской власти, к сожалению, утрачены или находятся в неизвестных пока запасниках.

Самой древней святыней считается «образ Николая чудотворца явленный что на основание монастыря, в окладе кованном; на нём венец серебряной позолочен; в венце три камня, два зелёные и один красной простые, и на том образе крест раковой, обложен серебром». (Из описи 1764 года). Уже упоминавшаяся икона Успения Божией матери поначалу была без ризы, а потом помещена в серебряную чеканную ризу с позолотой.

Славился напрестольный сребропозлащённый крест с 23 частями святых мощей, который изготовил и пожертвовал монастырю столпник Богдан Ерастович Новиков. Широко был известен в приснопамятные времена деревянный архимандричий посох, покрытый тёмно-зелёной краской, и деревянные древние кресла такого же цвета, обтянутые кожей.

Монастырю принадлежали несколько ценнейших древних Евангелий: уже упоминавшееся рукописное, а также ряд отпечатанных в XVII веке.

О книжных богатствах монастыря ходят легенды. Одна из них говорит даже о том, что здесь может храниться библиотека Ивана Грозного и золотой запас церкви православной, укрытый во время её преследований. В монастыре имелись сотни рукописных книг, десятки из них писаны на пергаменте. Могут ли действительно храниться эти ценности в подземельях монастыря? Многие исследователи полагают, что под церковь ведут подземные ходы, а один из них даже обнаружен на берегу вблизи Хабарского. Ф. А. Желтов приводит легенду о том, что богатства могли храниться под колокольней. А вот жители Подъяблонного рассказывают, будто в конце 30-х годов прошлого столетия местные комсомольцы-активисты собрали всю церковную библиотеку в два сундука, загрузили их на лодку и сбросили на середине Оки. 

Богоборцы добрались до богатств Успенского храма в 1922 году. Серебряная и позолоченная утварь, драгоценные оклады были изъяты или, говоря проще, украдены. В то время настоятелем в церкви был Павел Харитонович Невский, впоследствии публично отрекшийся от священнического сана и избежавший тем самым репрессий. 

В 1932 году по просьбе верующих священником в приходе становится Викторин Иванович Розанов – сын бывшего в дореволюционные годы настоятелем храма. Но совсем скоро, 26 декабря рокового 1937 года, спустя несколько недель после поступления в Богородское НКВД клеветнического заявления от земляков, Викторин Розанов был расстрелян. 

На собрании граждан деревни Каликино 20 февраля 1938 года прозвучало: «Так как церковь пользы, кроме вреда не приносит, вносят предложение церковь закрыть и переоборудовать под Дом колхозника». В январе 1940 года церковь закрыли. Храм, не став ни Домом колхозника, ни пионерским лагерем, остался бесхозным пристанищем одиноких богомольцев.

Богомолец в заброшенном Дудином монастыре

Богомолец в заброшенном Дудином монастыре

 

В 1960-е годы местные жители начали растаскивать церковные постройки на кирпичи для собственных нужд. В первую очередь стёртой с лица земли оказалась древняя колокольня. А морозы, жара, ветра, снега да дожди интенсивно продолжили начатое разрушение…

Разрушающиеся постройки Дудина монастыря Разрушающиеся постройки Дудина монастыря Разрушающиеся постройки Дудина монастыря Разрушающиеся постройки Дудина монастыря Разрушающиеся постройки Дудина монастыря Разрушающиеся постройки Дудина монастыря Разрушающиеся постройки Дудина монастыря Разрушающиеся постройки Дудина монастыря. Фото Денис Русинов Разрушающиеся постройки Дудина монастыря Разрушающиеся постройки Дудина монастыря Разрушающиеся постройки Дудина монастыря

 

Восстановление монастыря.

Приходской совет Успенской церкви образован в октябре 2000 года. 2 августа 2001 года благочинный Богородского округа священник Святослав Кутковец отслужил молебен Илье-пророку, и до 2006 года молитва священника в этих древних стенах не звучала.

Начало реставрации Дудина монастыря Начало реставрации Дудина монастыря. Фото shu-bin Начало реставрации Дудина монастыря Начало реставрации Дудина монастыря. Фото Виктор Вавилов Начало реставрации Дудина монастыря. Фото Денис Русинов

 

В 2006 году через неделю после первого посещения крестным ходом с Владимирской-Оранской иконой Божией Матери разрушенного монастыря в приход был назначен священник Василий Кривченков, возобновились молебны, службы, начались восстановительные работы.)  В 2007 году монастырь вновь посетил крестный ход с Владимирской-Оранской иконой Божией Матери, а вскоре после этого с визитом приехал архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, который благословил восстанавливать здесь мужской монастырь со строгим уставом.

В феврале 2007 года на первом заседании комиссии по вопросам передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения было принято решение рекомендовать Правительству Нижегородской области передать ансамбль Амвросиева Дудина монастыря в безвозмездное пользование. 25 мая организован попечительский совет, главой которого назначен генеральный директор ЗАО «Пирс» Александр Иванович Шкилев.

25 июня 2007 года около монастыря был установлен самый большой в Нижегородской области 9-метровый поклонный крест, весом 2 тонны, который был доставлен вертолётом.

Установка поклонного креста в Дудином монастыре Установка поклонного креста в Дудином монастыре

 

После установки креста территорию монастыря площадью около 400 квадратных метров начали обносить деревянным забором  по аналогии с бывшем здесь ранее трехметровым каменным. В 2007—2008 годах на 150 метровом склоне обустроена лестница.

Остатки древней ограды Дудина монастыря

Остатки древней ограды Дудина монастыря

 

По данным, озвученным старостой приходской общины Андреем Болдыревым, к марту 2008 года была подведена автомобильная дорога, обитель обнесена 400-метровым деревянным забором, подведено электричество, построен дом для насельников монастыря, началось строительство фундамента колокольни, оформлены монастырские земли. 9 марта владыкой Георгием была освящена молельная комната.

7 мая 2008 года состоялась первая Божественная литургия, проведённая после многолетнего запустения. После литургии архиепископ Георгий сказал:

«Это место святое и намоленное. Наши предки освятили эту землю постом, бдением и молитвой, а сегодня в нашей жизни это оскудело. И нам надо не столько создавать новое, сколько вернуться к корням, к тем местам, где в веках совершалась молитва, потому что мы с вами совершенно немощны не столько телом, сколько духом.

В нашей жизни нам нужны подпорки и костыли, дабы нам не споткнуться. А здесь люди подвизались в молитве, как адаманты веры. И заботы о том, чтобы эти святыни возрождались, нужны именно нам. Когда мы очищаем их, мы ощущаем и видим, какая идет благодатная и живительная влага из этих источников. Мы к ним притекаем, чтобы пить воду живую, воду для жизни вечной — врачевать свои души и тела, трезвиться умом и возгораться сердцем к Господу.»

23 мая 2008 года в монастыре появились первые насельники: отец Серафим (Сокольщик) и послушник Василий Стегура, а Владыка совершил молебен святителю Николаю. 26 мая через монастырь прошёл крестный ход с чудотворной Оранской иконой Божией матери.

30 декабря 2008 года освящены и установлены колокола и купол с крестом для колокольни, а 23 февраля 2009 года — купол и крест восстанавливающегося Успенского храма.

Установка купола и креста на главный храм Дудина монастыря

Установка упола и креста на главный храм Дудина монастыря

 

6 мая 2009 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий вместе с архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом и епископом Брянским и Севским Феофилактом совершил Божественную литургию в Успенском храме. К этому времени к подсобным работам по восстановлению монастыря были привлечено 20 студентов Нижегородской духовной семинарии.

23 августа 2009 года был освящён главный придел Успенского храма. Перед совершением чина освящения архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий обратился к собравшимся в храме:

«Когда мы начинали восстанавливать этот монастырь, казалось, что это почти невозможно — настолько он был разрушен. Все то время, что здесь ведутся работы, мы сталкиваемся с самыми разнообразными трудностями. Но, вопреки всем препятствиям, храм построен, в нём много верующих и, что самое главное, — много детей и молодёжи. А это означает, что мы трудились не зря.»

Во время службы состоялась хиротония — строитель монастыря иеродиакон Никон (Ивашков) был рукоположён в иеромонаха.

После освящения главного придела усилия рабочих направили на отделку придела в честь святителя Николая Чудотворца.

Восстановленный Дудин монастырь. Фото N.Bolshakov Восстановленный Дудин монастырь. Фото N.Bolshakov Восстановленный Дудин монастырь. Фото Денис Русинов

 

На территории монастыря есть несколько действующих источников, в том числе один – Иверской иконы Божией матери - с более чем десятивековой историей, а вода другого помогает при лечении желудочных заболеваний. Под горой расположены два источника со святой водой — Сергия Радонежского и Николая Угодника. Источник в честь Сергия Радонежского отметили на плане ещё в 17 столетии.

Так Дудин монастырь выглядел в начале XX века (фото из журнала Нижегородская Старина)

Так Дудин монастырь выглядел в начале XX века (фото из журнала Нижегородская Старина)

 

Амвросиев Николаевский Дудин монастырь. Наши дни

Дудин монастырь. Наши дни

 

В статье использованы фото с сайтов: www.photogorky.ru,www.fotokto.ru, www.turizmvnn.ru, www.pravda-nn.ru, www.nne.ru

 

Зарегистрируйтесь, пожалуйста, чтобы комментировать материалы сайта.

GearBest.com INT
Huawei