Амвросиев Николаевский Дудин монастырь стоит на головокружительной высоте Окского откоса. Вокруг тишина и безлюдье. Небольшие деревеньки не тревожат монастырского покоя, а до ближайшего городка, Богородска, больше десяти километров.
История обители уходит своими корнями в стародавние времена. Есть сведения, что ее посещал во время своего хождения в Нижний Новгород преподобный Сергий Радонежский. До наших дней сохранилось Евангелие, написанное здесь по его распоряжению.
Само название монастыря может многое о нем рассказать. Амвросиевым он назван по имени своего первого настоятеля, Николаевским – в честь события, которое послужило причиной его основания. На берегу реки Оки чудесным образом явилась чудотворная икона святителя Николая – в этом месте и вырос позднее монастырь. А веселое имя Дудин обители подарило близлежащее село Дуденево, в котором ранее жили некие богачи Дуденевы, во многом содействовавшие строительству обители.
В XV - XVI веках монастырь владел обширными вотчинами по обоим берегам Оки. По левому земли его тянулись до Пырского озера и реки Ржавки (Нижний Новгород). По правому берегу - до реки Ворсмы и деревни Швариха (Богородский район). В монастыре до упразднения его в 1764 году хранились грамоты царя Ивана Васильевича Грозного на владение деревней Ченцово (1560), три грамоты царя Федора Иоанновича о деревне Польцо, рыбных ловлях на Оке с озерами и урочищами (1585), две грамоты о варницах в Балахне (1586), другие грамоты на владение Скоробогатовской пустынью, Гнилицкой мельницей, две грамоты Василия Шуйского на всю вотчину Нижегородскую, а также Владимирскую со всеми угодьями в 3685 сажен. По второй ревизии Дудину монастырю предоставлены во владение такие селения, как Подъяблонное, Тетерюгино, Каликино, Ченцово, Швариха, Дубенки, Желнино с крестьянами, землей пахотной и лесами 1176 четвертей, сена 6331 копна и 775 сажен дровяного леса. Всех крестьян за монастырем числилось по первой ревизии 1201 душа, по второй - 1306 душ, 326 крестьян находились на пашне и монастырской работе, а остальные - на рублевом оброке.
Вид на пос. Жёлнино. Фото N.Bolshakov
В 70-х годах XVI века во времена "черемисской войны" монастырь запустел. К концу столетия вновь оправился, окреп, обновился постройками. В XVIII веке за каменной монастырской оградой толщиной более метра и высотой почти в три возвышалось центральное сооружение - каменная соборная Успенская церковь с теплым приделом во имя Николая Чудотворца, построенная в 1677 году взамен деревянной. Остатки этого храма сохранились. В XVIII веке была еще одна церковь над святыми воротами, холодная, построенная в честь Владимирской иконы Божьей Матери. К Успенской церкви примыкало самое древнее каменное строение - колокольня, устроенная в 1593 году при игумене Евфимии. Надворные постройки XVIII века состояли из каменных архимандричьих келий под одну крышу с кладовой, келарской, хлебопекарней, поварней; из трех каменных выходов с четырьмя кельями над ними, а также двух братских двойных пятиместных келий. Вне стен монастыря располагались разные службы.
Пять веков простояла обитель над Окою, переживая вместе с Русью все ее радости и печали. Стала широко известна благодаря тому, что во время хождения в Нижний Новгород останавливался здесь Сергий Радонежский, и в обители хранилось Евангелие, написанное по его распоряжению. С 1677 года по грамоте царя Федора Алексеевича монастырь был причислен к патриаршему дому, а при учреждении Святейшего Синода стал именоваться Синодальным домовым монастырем. В последние годы своего существования он подчинялся епархиальному начальству. В 1764 году во времена царствования Екатерины II монастырь упразднили "за неимением средств на содержание".
С тех пор Успенский храм стал приходским для села Подъяблонное . Но в памяти народной он так и остался монастырским. И сто с лишним лет спустя жители окрестных сел, собираясь на службу в Успенский, говорили: «Пойду нынче на богомолье в монастырь».
Многие из реликвий монастыря после его ликвидации были переданы в ризницу Нижегородского кафедрального собора, а при советской власти, к сожалению, утрачены или находятся в неизвестных пока запасниках.
Самой древней святыней считается «образ Николая чудотворца явленный что на основание монастыря, в окладе кованном; на нём венец серебряной позолочен; в венце три камня, два зелёные и один красной простые, и на том образе крест раковой, обложен серебром». (Из описи 1764 года). Уже упоминавшаяся икона Успения Божией матери поначалу была без ризы, а потом помещена в серебряную чеканную ризу с позолотой.
Славился напрестольный сребропозлащённый крест с 23 частями святых мощей, который изготовил и пожертвовал монастырю столпник Богдан Ерастович Новиков. Широко был известен в приснопамятные времена деревянный архимандричий посох, покрытый тёмно-зелёной краской, и деревянные древние кресла такого же цвета, обтянутые кожей.
Монастырю принадлежали несколько ценнейших древних Евангелий: уже упоминавшееся рукописное, а также ряд отпечатанных в XVII веке.
О книжных богатствах монастыря ходят легенды. Одна из них говорит даже о том, что здесь может храниться библиотека Ивана Грозного и золотой запас церкви православной, укрытый во время её преследований. В монастыре имелись сотни рукописных книг, десятки из них писаны на пергаменте. Могут ли действительно храниться эти ценности в подземельях монастыря? Многие исследователи полагают, что под церковь ведут подземные ходы, а один из них даже обнаружен на берегу вблизи Хабарского. Ф. А. Желтов приводит легенду о том, что богатства могли храниться под колокольней. А вот жители Подъяблонного рассказывают, будто в конце 30-х годов прошлого столетия местные комсомольцы-активисты собрали всю церковную библиотеку в два сундука, загрузили их на лодку и сбросили на середине Оки.
Богоборцы добрались до богатств Успенского храма в 1922 году. Серебряная и позолоченная утварь, драгоценные оклады были изъяты или, говоря проще, украдены. В то время настоятелем в церкви был Павел Харитонович Невский, впоследствии публично отрекшийся от священнического сана и избежавший тем самым репрессий.
В 1932 году по просьбе верующих священником в приходе становится Викторин Иванович Розанов – сын бывшего в дореволюционные годы настоятелем храма. Но совсем скоро, 26 декабря рокового 1937 года, спустя несколько недель после поступления в Богородское НКВД клеветнического заявления от земляков, Викторин Розанов был расстрелян.
На собрании граждан деревни Каликино 20 февраля 1938 года прозвучало: «Так как церковь пользы, кроме вреда не приносит, вносят предложение церковь закрыть и переоборудовать под Дом колхозника». В январе 1940 года церковь закрыли. Храм, не став ни Домом колхозника, ни пионерским лагерем, остался бесхозным пристанищем одиноких богомольцев.
Богомолец в заброшенном Дудином монастыре
В 1960-е годы местные жители начали растаскивать церковные постройки на кирпичи для собственных нужд. В первую очередь стёртой с лица земли оказалась древняя колокольня. А морозы, жара, ветра, снега да дожди интенсивно продолжили начатое разрушение…
Приходской совет Успенской церкви образован в октябре 2000 года. 2 августа 2001 года благочинный Богородского округа священник Святослав Кутковец отслужил молебен Илье-пророку, и до 2006 года молитва священника в этих древних стенах не звучала.
В 2006 году через неделю после первого посещения крестным ходом с Владимирской-Оранской иконой Божией Матери разрушенного монастыря в приход был назначен священник Василий Кривченков, возобновились молебны, службы, начались восстановительные работы.) В 2007 году монастырь вновь посетил крестный ход с Владимирской-Оранской иконой Божией Матери, а вскоре после этого с визитом приехал архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, который благословил восстанавливать здесь мужской монастырь со строгим уставом.
В феврале 2007 года на первом заседании комиссии по вопросам передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения было принято решение рекомендовать Правительству Нижегородской области передать ансамбль Амвросиева Дудина монастыря в безвозмездное пользование. 25 мая организован попечительский совет, главой которого назначен генеральный директор ЗАО «Пирс» Александр Иванович Шкилев.
25 июня 2007 года около монастыря был установлен самый большой в Нижегородской области 9-метровый поклонный крест, весом 2 тонны, который был доставлен вертолётом.
После установки креста территорию монастыря площадью около 400 квадратных метров начали обносить деревянным забором по аналогии с бывшем здесь ранее трехметровым каменным. В 2007—2008 годах на 150 метровом склоне обустроена лестница.
Остатки древней ограды Дудина монастыря
По данным, озвученным старостой приходской общины Андреем Болдыревым, к марту 2008 года была подведена автомобильная дорога, обитель обнесена 400-метровым деревянным забором, подведено электричество, построен дом для насельников монастыря, началось строительство фундамента колокольни, оформлены монастырские земли. 9 марта владыкой Георгием была освящена молельная комната.
7 мая 2008 года состоялась первая Божественная литургия, проведённая после многолетнего запустения. После литургии архиепископ Георгий сказал:
«Это место святое и намоленное. Наши предки освятили эту землю постом, бдением и молитвой, а сегодня в нашей жизни это оскудело. И нам надо не столько создавать новое, сколько вернуться к корням, к тем местам, где в веках совершалась молитва, потому что мы с вами совершенно немощны не столько телом, сколько духом.
В нашей жизни нам нужны подпорки и костыли, дабы нам не споткнуться. А здесь люди подвизались в молитве, как адаманты веры. И заботы о том, чтобы эти святыни возрождались, нужны именно нам. Когда мы очищаем их, мы ощущаем и видим, какая идет благодатная и живительная влага из этих источников. Мы к ним притекаем, чтобы пить воду живую, воду для жизни вечной — врачевать свои души и тела, трезвиться умом и возгораться сердцем к Господу.»
23 мая 2008 года в монастыре появились первые насельники: отец Серафим (Сокольщик) и послушник Василий Стегура, а Владыка совершил молебен святителю Николаю. 26 мая через монастырь прошёл крестный ход с чудотворной Оранской иконой Божией матери.
30 декабря 2008 года освящены и установлены колокола и купол с крестом для колокольни, а 23 февраля 2009 года — купол и крест восстанавливающегося Успенского храма.
Установка купола и креста на главный храм Дудина монастыря
6 мая 2009 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий вместе с архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом и епископом Брянским и Севским Феофилактом совершил Божественную литургию в Успенском храме. К этому времени к подсобным работам по восстановлению монастыря были привлечено 20 студентов Нижегородской духовной семинарии.
23 августа 2009 года был освящён главный придел Успенского храма. Перед совершением чина освящения архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий обратился к собравшимся в храме:
«Когда мы начинали восстанавливать этот монастырь, казалось, что это почти невозможно — настолько он был разрушен. Все то время, что здесь ведутся работы, мы сталкиваемся с самыми разнообразными трудностями. Но, вопреки всем препятствиям, храм построен, в нём много верующих и, что самое главное, — много детей и молодёжи. А это означает, что мы трудились не зря.»
Во время службы состоялась хиротония — строитель монастыря иеродиакон Никон (Ивашков) был рукоположён в иеромонаха.
После освящения главного придела усилия рабочих направили на отделку придела в честь святителя Николая Чудотворца.
На территории монастыря есть несколько действующих источников, в том числе один – Иверской иконы Божией матери - с более чем десятивековой историей, а вода другого помогает при лечении желудочных заболеваний. Под горой расположены два источника со святой водой — Сергия Радонежского и Николая Угодника. Источник в честь Сергия Радонежского отметили на плане ещё в 17 столетии.
Так Дудин монастырь выглядел в начале XX века (фото из журнала Нижегородская Старина)
Амвросиев Николаевский Дудин монастырь. Наши дни
В статье использованы фото с сайтов: www.photogorky.ru,www.fotokto.ru, www.turizmvnn.ru, www.pravda-nn.ru, www.nne.ru