По горке сбежим вниз. И вот мы на площадке, где справа - бывший ночлежный дом красного кирпича (ул. Рождественская, дом №2), построенный на средства купцов А.П. и Н.А. Бугровых. Подробнее об этом доме Вы можете прочесть в статье "Бугровская ночлежка".

Бывший ночлежный дом Бугрова. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

Бывший ночлежный дом Бугрова Н.А. Ныне УФМС по Нижегородской области

 

А прямо перед нами - церковь Иоанна Предтечи.

Храм Иоанна Предтечи. Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

Храм Иоанна Предтечи. Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

 

Чего только не было в этой  церкви. И клуб ДОСААФ, тир  и магазины.

Храм Иоанна Предтечи. Конец ХХ века.

Храм Иоанна Предтечи. Конец ХХ века.

 

Но самое "лучшее" применение ей было найдено тогда, когда в ее левой части (в красавице-часовне) функционировала общественная уборная с буквами "М" и "Ж". 

Храм Иоанна Предтечи. Фото 30-х годов.

Храм Иоанна Предтечи. Фото 30-х годов.

 

Храм Иоанна Предтечи. Кто же он такой, Иоанн Предтеча? Это Иоанн Креститель, который возвестил народу приход Иисуса Христа и крестил его в реке Иордан. Был казнен по приказу царя Ирода, который боялся сильного влияния Иоанна на народ. Установлены Христианские праздники поминания Иоанна Предтечи: Рождество Иоанна Предтечи и Усекновение головы Иоанна Предтечи.

Взглянем на фотографию Дмитриева, сделанную более 100 лет назад.

Храм Иоанна Предтечи. Дореволюционная фотография. Автор Дмитриев М.П.

Храм Иоанна Предтечи. Дореволюционная фотография. Автор Дмитриев М.П.

 

Церковь с пятью главами, крытыми черепицей, была построена в 1б83 году посадским человеком Гаврилой Степановичем Дранишниковым на месте ранее существовавшей деревянной церкви.

Храм Иоанна Предтечи.

Храм Иоанна Предтечи.

 

Храм неоднократно ремонтировался и подновлялся, так как часто страдал от пожаров. В 1843 году вокруг церкви была построена укрепленная терраса, для того чтобы спасти храм от разрушительного действия множества ключей, бивших в этом месте.

Съезд. Слева - Спасская часовня, рядом - церковь Рождества Иоанна Предтечи. Фото Дунаева.

Съезд. Слева - Спасская часовня, рядом - церковь Рождества Иоанна Предтечи. Фото Дунаева.

 

Из древностей этой церкви отметим икону Святого Иоанна Предтечи (XV век) и икону Апостола Иоанна-Богослова, поступившую из одноименной церкви, дотла сгоревшей в 1715 году.

Поблизости от Предтеченской церкви находились две часовни: Спасская, между Ивановской башней и церковью (сохранилась),

Ивановская башня и Спасская часовня. Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

Ивановская башня и Спасская часовня. Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

 

Ивановская башня и Спасская часовня. Начало ХХ века.

Ивановская башня и Спасская часовня. Начало ХХ века.

 

Спасская часовня. Дореволюционная фотография.

Спасская часовня. Дореволюционная фотография.

 

и Александровская, близ колокольни.

Царская часовня Предтеченского храма. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

Царская часовня Предтеченского храма. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

 

Ее на свои деньги построил староста Колокольцев. (Это именно в ней в наше время работал общественный туалет.)

Царская часовня Предтеченского храма. Построена в 1883 году в память убийства Александра II. 

Царская часовня Предтеченского храма. Построена в 1883 году в память убийства Александра II.

 

Часовня в память Царя -Освободителя.

Часовня в память Царя -Освободителя.

 

А теперь повернемся и посмотрим на Дом моделей, на ту его часть, которая пристроена к бывшему дому Переплетчикова (Кожевенная, 12).  

ТД "Муравей". Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

ТД «Муравей». Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

 

Взглянешь, и кажется, что к красивому зданию подвесили клетчатый кирпич, который, кстати, еще и занял место Николаевской церкви, построенной в 1863 году.

Николаевская церковь. Дореволюционная фотография. 

Николаевская церковь. Дореволюционная фотография.

 

Николаевская церковь. Дореволюционная фотография. 

Николаевская церковь. Дореволюционная фотография.

 

Николаевская церковь. Дореволюционная фотография. 

Николаевская церковь. Дореволюционная фотография.

 

Предполагают, что именно здесь в 1612 году возле тогда еще деревянной церкви Козьма Минин призывал народ спасти Москву.

Заглянем на Почаинскую улицу. Перед нами Казанская церковь, построенная в начале ХХ века.

Казанская церковь на Почаинском съезде. Наши дни. Фото Ермаков.А.В. 2013 г.

Казанская церковь на Почаинском съезде. Наши дни. Фото Ермаков.А.В. 2013 г.

 

Казанская церковь на Почаинском съезде. Дореволюционная фотография.

Казанская церковь на Почаинском съезде. Дореволюционная фотография.

 

Дома, изображенные на фото, сохранились все до единого. Справа выглядывает бывшее ателье - здание, построенное Л.В. Далем, где архитектор впервые в Нижнем Новгороде применил украшения в виде битого камня, закрепленного цементом (сохранилось), слева - жилые дома. 

Место, где до революции распологалась Казанская церковь. Конец ХХ века. 

Место, где до революции распологалась Казанская церковь. Конец ХХ века.

 

На ее месте в древние времена стояла церковь Ризположения. В 1687 году А.Ф. Олисовым была построена церковь Казанской Божией Матери. В 1715 году (опять этот ужасный 1715!) она сгорела. Церковь много раз восстанавливалась и перестраивалась (фото 148 а. б). То, что мы видели на фото, частично сделано в 1853 году старостой церкви, купцом Л.М. Коптевым.

Казанская церковь на Почаинском съезде.

Казанская церковь на Почаинском съезде.

 

Окончательно церковь была достроена в 1869 году. В ней имелись старинные иконы и два напрестольных Евангелия 1771 и 1794 годов.

Казанская церковь на Почаинском съезде.

Казанская церковь на Почаинском съезде.

 

При Казанской церкви в 60-х годах XIX века была сооружена часовня в память "Избавления Государя Императора Александра II от злодейского покушения 4 апреля 1816 года". 

Казанская церковь на Почаинском съезде.

Казанская церковь на Почаинском съезде.

 

Куда же теперь наш путь?

Ну раз уж спустились под гору давайте посмотрим все, что успеем.

Вы видите рядом с бывшей ночлежкой ров в горе, поднимающийся до самой кремлевской стены, а над ним мост.

Бывший кремлевский элеватор. Наши дни.

Бывший кремлевский элеватор. Наши дни.

 

Здесь когда-то бегал фуникулер-вагончик, поднимающий людей в Кремль.

Кремлевский элеватор. Фото М. П. Дмитриев. Дата съемки к. XIX в. 

Кремлевский элеватор. Фото М. П. Дмитриев. Дата съемки к. XIX в.

 

Кремлевский элеватор. Фото М.П. Дмитриев. Дата съемки к. XIX в.

Кремлевский элеватор. Фото М.П. Дмитриев. Дата съемки к. XIX в.

 

Кремлевский элеватор. Фото М.П. Дмитриев. Дата съемки к. XIX в.

Кремлевский элеватор. Фото М.П. Дмитриев. Дата съемки к. XIX в.

 

Вот знаменитые "Столбы" (дом №11, ул.Кожевенная).

"Чайные столбы". Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

«Чайные столбы». Наши дни. Фото А. Ермакова

 

Здесь, в этом здании (тогда по улице Живоносновской), Горький на деньги, которые ему дал Н.А. Бугров, организовал бесплатную библиотеку для неимущих, поставил пианино и иногда проводил концерты. Почему именно в этом районе? Да потому, что здесь как раз и была печально известная Миллиошка, где околачивались и босяки, и безработные, и проститутки. Горький хотел им помочь обрести себя, привлекал их к разуму - книгам. И действительно, весь этот люд стал посещать созданную им библиотеку. Давался там еще и чай с фунтом хлеба за 2 коп.

Знаменитые "Чайные столбы"

Знаменитые «Чайные столбы»

 

Все дома на улице Кожевенной сохранились с прошлого века. Здесь и бывшие жилые дома, и номера, и винные склады. Не сохранилась только Живоносновская церковь, стоявшая в самом конце улицы и давшая ей имя.

Место где стояла Живоносная церковь. Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

Место где стояла Живоносная церковь. Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

 

Вспомним, какой она была. Вот она, слева, в самом низу, возле башни Кремля.

Живоносная церковь в самом низу. Дореволюционная фотография.

Живоносная церковь в самом низу. Дореволюционная фотография.

 

А вот эта же церковь через несколько лет после революции.

Живоносная церковь. После революции.

Живоносная церковь. После революции.

 

Живоносная церковь. После революции.

Живоносная церковь. После революции.

 

В прежние, далекие времена на этом месте стоял мужской монастырь, построенный около источника, называющегося Живоносновским. Основал его митрополит Нижегородский Исайя в 1720 году. Вода источника считалась целебной, она излечивала от некоторых болезней. Исайя сделал бассейн, куда из источника поступала хорошая питьевая вода. Церковь при монастыре во времена Исайи была деревянной, и в начале прошлого века сгорела. А в 1821 году на средства прихожан, священника Никиты и церковного старосты Плотникова была построена каменная церковь.

Живоносная церковь. Дореволюционная фотография. 

Живоносная церковь. Дореволюционная фотография.

 

Далее она достраивалась и ремонтировалась. Была построена колокольня, а бассейн перенесен на другое место.

Живоносная церковь. За красными казармами. 

Живоносная церковь. За красными казармами.

 

Перечислим имена людей, силами и деньгами которых все это делалось: Клим Михайлович Мичурин - купец (иногда пишут Климент), его сыновья, среди них Василий Климович Мичурин - городской голова, почетный гражданин Нижнего Новгорода.

Внутренний вид Живоносной церкви.

Внутренний вид Живоносной церкви.

 

Внутренний вид Живоносной церкви.

Внутренний вид Живоносной церкви.

 

Оставим этот небольшой район с бывшими складами, лавками, с бывшим шумом, руганью и разухабистыми песнями и пройдем по улице Рождественской, где уже не сновали крючники и проститутки, а ходил деловой люд, где расположены были банки и купеческие конторы.

Обратим внимание на здание под №17. Это был торговый дом, построенный в 1861 году. За его внешний вид, похожий на букву "П", он получил название "Скоба"(фото 24). Теперь, к сожалению, от Скобы осталась только средняя часть. Правую разрушили, когда строили Дом моделей (слишком выступал на дорогу). А левая рухнула сама.

Вид с горы на Скобу. Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

Вид с горы на Скобу. Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

 

Вид с горы на Скобу. 1963 г.

Вид с горы на Скобу.

 

Вид на Скобу. Улица Маяковского.

Вид на Скобу. Улица Маяковского.

 

Вид на Скобу. 1963 год.

Вид на Скобу. 1963 год.

 

Но зато стоит, как только что построенный, дом под №23.

Бывший банк Рукавишниковых. ул. Рождественская. Наши дни.

Бывший банк Рукавишниковых. ул. Рождественская. Наши дни.

 

Сразу отметим, что рассматривать его надо, предварительно заглянув на Нижне-Волжскую набережную, к дому №9.

Бывший банк Рукавишниковых. Нижне - Волжская набережная. Конец ХХ века.

Бывший банк Рукавишниковых. Нижне - Волжская набережная. Конец ХХ века.

 

Бывший банк Рукавишниковых. Нижне - Волжская набережная.

Бывший банк Рукавишниковых. Нижне - Волжская набережная.

 

Бывший банк Рукавишниковых. Нижне - Волжская набережная.

Бывший банк Рукавишниковых. Нижне - Волжская набережная.

 

Бывший банк Рукавишниковых. Нижне - Волжская набережная. 1967 г.

Бывший банк Рукавишниковых. Нижне - Волжская набережная. 1967 г.

 

В этом комплексе из двух больших трехэтажных зданий помещался банк братьев М.М. и С.М. Рукавишниковых. Здания облицованы цветной керамикой. Скульптуры для фасада, выходящего на Рождественскую, выполнил знаменитый скульптор С. Коненков.

Бывший банк Рукавишниковых. ул. Родественская. Конец ХХ века.

Бывший банк Рукавишниковых. ул. Родественская. Конец ХХ века.

 

Осмотрев банк Рукавишниковых, обратим внимание на соседний дом под №21. Это бывший Купеческий банк.

Мы находимся с Вами на такой улице, что, если бы не современно одетые люди и несколько "вольво" и "мерседесов", стоящих невдалеке, можно было бы подумать, что мы в прошлом веке. Вот старинный-престаринный дом купчихи Паниной (№12).

Дом купчихи Паниной. Наши дни.

Дом купчихи Паниной. Наши дни.

 

Некоторые части его стен стоят с конца XVIII века. Представляете, стены помнят и знают то, чего мы уже не сможем увидеть. А помнят они стоявшую через дорогу Троицкую церковь.

Cправа Троицкая Нижнепосадская церковь.

Cправа Троицкая нижнепосадская церковь.

 

Ну конечно, этот переулок был не Вахитов, а Троицкий - по имени той же Троицкой Нижнепосадской церкви.

Собор Александра Невского. Космодамианская церковь и Троицкая нижнепосадская церковь (в центре).

Собор Александра Невского. Космодамианская церковь и Троицкая нижнепосадская церковь (в центре).

 

Ее перестроенное здание стоит и сейчас. Надо только встать под эркер здания Театра Комедии, бывшего Волжско-Камского банка и взглянуть поверх находящегося напротив низенького зданьица.

Бывший Волжско - Камсий банк, построенный на деньги Бугрова. Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

Доходный дом, построенный Н.А. Бугровым. Наши дни. Фото А. Ермакова

 

Бывший Волжско - Камский банк.

Бывший Волжско - Камский банк.

 

Бывший Волжско - Камский банк. Конец ХХ века.

Бывший Волжско - Камский банк. Конец ХХ века.

 

Только и увидите, что замурованный вход в церковь.

Бывшая Троицкая церковь. Наши дни.

Бывшая Троицкая церковь. Наши дни.

 

Бывшая Троицкая церковь. Конец ХХ века.

Бывшая Троицкая церковь. Конец ХХ века.

 

Когда же возникла Троицкая нижнепосадская церковь?

Сначала на этом месте стояла одноименная деревянная церковь. В 1663 году посадским человеком Иваном Григорьевичем Языковым она была заменена на каменную. Но, к несчастью, церковь горела в страшном 1715 году. Поэтому ее восстанавливали и дополняли. А в 1863 году она почти заново была выстроена купцом В. Буяновым. Колокольня же появилась чуть ранее, в 1858 году.

Как и во всех нижегородских церквях, в этом храме хранились ценности: старые иконы и утварь. Но особенно интересной считалась икона Божией Матери Троеручицы.

Икона Божией Матери Троеручицы. 

Икона Божией Матери Троеручицы.

 

Сначала икона стояла в часовне при Троицкой церкви, потом ее перенесли в храм, а в часовне поставили копию.

Оглянемся назад – перед нами бывший дом Пятова (№25),

Бывший дом Пятова. Наши дни.

Бывший дом Пятова. Наши дни.

 

известного в Нижнем домовладельца, у которого на Гребневских песках располагались лавки по продаже "железного товара".

Лавки по продаже железного товара на Гребневских песках.

Лавки по продаже железного товара на Гребневских песках.

 

В послереволюционное время на этом песчаном острове почти каждое лето организовывался пляж.

Пляж на Гребневских песках.

Пляж на Гребневских песках.

 

Пляж на Гребневских песках.

Пляж на Гребневских песках.

 

Пляж на Гребневских песках.

Пляж на Гребневских песках.

 

Пляж на Гребневских песках.

Пляж на Гребневских песках.

 

Бывший пляж на Гребневских песках. Наши дни .Фото Ермаков А.В. 2013 г.

Бывший пляж на Гребневских песках. Наши дни .Фото Ермаков А.В. 2013 г.

 

Ничего не поделаешь, время остановить нельзя. Оно изменяет все, в том числе, как мы уже не раз убеждались, и внешний вид улиц. Вот, например, стоит себе перед нами серый куб многоэтажного дома.

Нижновэнэрго. пл. Маркина (Софроновская площадь).

Теперь Нижновэнэрго. 2013 г

 

А ведь сравнительно недавно на этом месте находилась Космодамианская церковь.

Церковь Косьмы и Дамиана.

Храм Козьмы и Дамиана

 

В народе ее называли Козьмодемьянской. Упоминание о церкви встречается еще в 1621 году, в бытность ее деревянной. Позже на этом месте был построен каменный храм с колокольней, но его разобрали, а на средства прихожанина Обрядчикова возвели новый, который принял первых прихожан в 1890 году. Жаль: недолго храму пришлось служить именно храмом - неотвратимо наступил 1917 год. Но, несмотря ни на что, здание церкви выстояло еще более трех десятков лет и было снесено лишь в 50-е годы.

Храм Косьмы и Дамиана. Из архива митрополита Николая (Кутепова Н.В)

Храм Косьмы и Дамиана.Из архива митрополита Николая (Кутепова Н.В)

 

Куда подевались дорогие старинные иконы, в том числе икона Преподобного Сергия Радонежского, никому не известно. Исчезла без следа плащаница, литая из позолоченного серебра, весом в 4 пуда. И что сделали с прекрасным полом храма, можно только предполагать. Пол-то был мраморным и состоял из разноцветных плит ( фото внутреннего убранства церкви Ссылка). Из мрамора, только уже из белого, была сооружена и лестница, ведущая в церковь. Подробнее о храме Косьмы и Домиана можно прочитать здесь.

Оставим это место и обратим внимание еще на одно необычное здание. Вот оно, напротив, чуть наискосок, через дорогу (дом №24).

Бывший Блиновский пассаж. Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

Бывший Блиновский пассаж. Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

 

Это бывший пассаж купца Блинова. Когда-то в нем размещались конторы, магазины, ресторан, гостиница, склады.

Рождественская и Блиновский пассаж. Дореволюционная фотография.

Рождественская и Блиновский пассаж. Дореволюционная фотография.

 

Подробнее о Блиновском пассаже можно прочитать в статье "У Блиновского пассажа".

Теперь это жилой дом, за исключением, пожалуй, первого этажа.

Бывший Блиновский пассаж. Конец ХХ века.

Бывший Блиновский пассаж. Конец ХХ века.

 

Давно уже нет Блиновых, как, впрочем, и их пассажа, но народ упорно называет расположенный рядом сквер Блиновским садиком. Отдохнем в нем немного.

Сквер Блиновский садик.

Сквер Блиновский садик.

 

Только старые деревья помнят, что на месте теперешнего полуфонтана-полубассейна находился "Фонтан благотворителей".

Фонтан на пл. Софроновской (Маркина)

Фонтан на пл. Софроновской (Маркина)

 

На нем было написано: "Фонтанъ сей сооружен въ память почетных гражданъ гор. Нижнего Новгорода: Ф.А., А.А., Н.А. Блиновых, А.П. и Н.А. Бугровых и У.С. Курбатова, давших своими пожертвованиями возможность городу сооружить в 1880 году водопроводъ при условии бесплатнаго навсегда пользования им жителями Нижнего Новгорода". Напомним, что фонтан был изготовлен на литейном заводе "Добров и Набгольц" в 1886 году. (Этим же хозяевам - братьям Сергею и Алексею Добровым, а также Богдану Ивановичу Набгольцу - принадлежал механический завод, располагавшийся в доме №43).

Здание бывшего механического завода. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

Здание бывшего механического завода. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

 

В 60-х годах нашего столетия для многих людей фонтан исчез навсегда. Но на самом деле он долгое время валялся на песке откоса на Гребешке (на этом месте сейчас построили новый дом). 

Подробнее о водопроводе и о купцах, его устроителях Вы можете прочитать в статье "Второй городской водопровод".

Продолжим наш путь по Рождественской улице, получившей свое название по имени церкви, которую нельзя не заметить. Ее еще называют Строгановской.

Рождественская церковь. Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

Рождественская церковь. Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

 

Рождественская церковь. Конец ХХ века.

Рождественская церковь. Конец ХХ века.

 

Давным-давно, еще до 1520 года, на этом месте стояла деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1653 году Семен Задорин вместо обветшавшей церкви построил новую; прежняя еще существовала, когда закладывали рядом другую. Строителем великолепного храма, который мы видим, был Григорий Дмитриевич Строганов, богатый солепромышленник из Перми. Он был человеком именитым, приближенным Петра I.

Рождественская церковь. Дореволюционная фотография. 

Рождественская церковь. Дореволюционная фотография.

 

Не известно точно, когда началось строительство, но в 1715 году (опять этот год!) она сгорела. К несчастью, в этом же году умер Строганов, но дело строительства продолжила его супруга, Мария Яковлевна Строганова. В 1719 году храм освятили и он начал действовать. Его наружный вид был необычен. На колокольне - часы, под крестом - флюгер.

Соборо-Богородицкая церковь со стороны Суетинской улицы.

Соборо-Богородицкая церковь со стороны Суетинской улицы.

 

Что же это за часы? Они показывали не только время дня, но и фазы луны, и времена года. К сожалению, неизвестна фамилия зодчего церкви, но его, видимо, считали волшебником! До нас дошла легенда о том, что Г.Д. Строганов, восхищаясь построенной церковью, спросил у строителя, сможет ли тот соорудить храм лучше этого, и, получив положительный ответ, в гневе повелел ослепить архитектора. Не хотел якобы Строганов, чтоб кто-то превзошел его. Но приговоренный волшебник мигом обернулся вороном, взлетел на крест и исчез, оставив свое крыло - флюгер.

Колокольня Рождественнской церкви. Конец ХХ века.

Колокольня Рождественнской церкви. Конец ХХ века.

 

Церковь принимала нижегородцев до 1722 года. А следующие пять лет она была закрыта для богослужения Петром I. В чем тут дело? Вот несколько легенд по этому поводу.

Первая утверждает, что рассвирепел Петр, увидев в церкви иконы работы Каравака, которые сам заказал для Петропавловского собора в Петербурге, а Строганов якобы перекупил. В некоторых краеведческих книгах написано, что эту легенду ученые опровергли.

Во второй говорится, что Петр узнал о происходивших в церкви тайных радениях хлыстов. Зная характер Петра, можно легко предположить, в какое бешенство привел его этот случай.

Строгановская церковь. 1965 год.

Строгановская церковь. 1965 год.

 

Отвлечемся от легенд, поглядим на настоящую церковь.

Вот она перед Вами. Во времена мракобесия расписные его стены и потолки были забелены. Внутренняя красота безвозвратно пропала. А во время войны 1941 -1945 годов в церкви хранили картошку.

Несколько позже здесь был устроен музей, в котором проводились выставки предметов прикладного искусства. Войдем в храм...  

Внутреннее убранство Строгановской церкви. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

Внутреннее убранство Строгановской церкви. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

 

Обращает на себя внимание старинный иконостас.

Иконостас Строгановской церкви. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

Иконостас Строгановской церкви. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

 

Он будто бы пришел к нам из прошлого, совсем не изменившись.

Иконостас Соборо-Богородицкой Строгановской. Дореволюционная открытка М. П. Дмитриева.

Иконостас Соборо-Богородицкой Строгановской. Дореволюционная открытка М. П. Дмитриева.

 

Но это только кажется. На самом деле в нем скрыт упорный и нелегкий труд реставраторов, которые своей работой оставили как бы нетленной какую-то часть давно исчезнувшей жизни.

Жаль уходить от такой красавицы, но наше путешествие продолжается. В непосредственной близости от церкви - бывшая усадьба Строгановых -дома №45,45-Б и 45-В.

Бывшая усадьба Строгановых. Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

Бывшая усадьба Строгановых. Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

 

Бывшая усадьба Строгановых. Конец ХХ века.

Бывшая усадьба Строгановых. Конец ХХ века.

 

Рядом - дома №47, 47-Б и 47-В - бывшая усадьба Голицыных.

Усадьба Голицыных. Восточный флигель.

Усадьба Голицыных. Восточный флигель.

 

И Строгановы, и Голицыны - солепромышленники; они, кстати, впоследствии породнились. Посмотрите из любопытства, в каких амбарах они хранили соль.

Амбары в которых хранили соль. Дореволюционная фотография.

Амбары в которых хранили соль. Дореволюционная фотография.

 

И еще одна усадьба была когда-то поблизости. Это владение Абамелек-Лазаревых (дом №46).

Усадьба Абамелек-Лазаревых. Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

Усадьба Абамелек-Лазаревых. Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

 

Здание изменило свой вид, так как частично засыпано.

Усадьба Абамелек-Лазаревых.

Усадьба Абамелек-Лазаревых.

 

Это произошло при постройке съезда моста. А мы, рассмотрев дом, давайте вспомним его прежних хозяев. Кто же они такие, Абамелек-Лазаревы? Как попали в Россию?

Старинный дворянский род Лазаревых известен с XIV века. В разное время он дал много талантливых людей, занимавших большие государственные должности при дворе персидских шахов.

Около 1750 года в Персии начались междоусобицы. Были установлены непомерные налоги, и положение Лазаревых пошатнулось. Да тут еще Надир-шах, их покровитель, оставил трон. Следствием всего этого была эмиграция Лазаревых в Россию (приблизительно 1750 год). Несколько лет они жили в астраханской армянской колонии, а затем переехали в Москву Вместе с главой семейства Лазарем Назаровичем Лазаревым (Газаряном) переселилась его жена, Анна Екимовна, и их дети: сыновья Ованес, Минас, Хачатур, Оваким' и дочь Анна. Обладая огромным состоянием, Лазаревы, купив и построив мануфактуры, занялись шелковым и бумажным производством. А в 1774 году, получив права потомственных российских дворян, Лазаревы купили у Строгановых часть их горных заводов и соляных промыслов.

Наиболее яркой фигурой рода Лазаревых стал старший сын Ованес (Иван) - (1735-1801), который был и просветителем, и предпринимателем. Он был близок ко двору и много делал для укрепления отношений между армянами и русскими. Благодаря ему был приобретен знаменитый бриллиант, украшавший скипетр российских царей. Но самая главная заслуга ИЛ. Лазарева в том, что он выносил идею создания будущего учебного заведения для армян и завещал на это крупную сумму денег.

После его смерти второй сын Лазаря, Еким, основал в Москве в 1815 году училище для армян, которое потом преобразовалось в Лазаревский Институт восточных языков. Еким Лазаревич был камергером, тайным советником и управляющим департаментом в МИДе.

В 1871 году скончался последний из мужского поколения рода Лазаревых - Христофор Екимович (1789-1871), и специальным указом от 1873 года фамилия Лазаревых была передана мужу его дочери, Елизаветы Христо-форовны, Семену Давыдовичу Абамелек С тех пор появилась двойная фамилия Абамелек-Лазаревых. Ее носил и последний представитель рода Лазаревых - Семен Семенович (1857-1916).

Он был не только богатым землевладельцем, миллионером, но и крупным ученым. С.С. Лазарев - профессор, автор ряда работ по вопросам горного дела, экономики и археологии. Например, в 1862 году при раскопках в Пальмире он обнаружил пальмирскую надпись на греческом и арамейском языках, представляющую большую научную ценность. Надпись хранится в Эрмитаже.

Высокоодаренный человек, он был ревностным ценителем культуры. Картины русских художников Венецианова, Айвазовского, Похитонова, а также произведения французских и итальянских мастеров из частного собрания Лазаревых экспонируются в наших нижегородских музеях.

Семья Лазаревых дружила с Брюлловым, Гау, Зарянко и другими. Эти непревзойденные художники оставили нам много портретов представителей рода Лазаревых. Около пятидесяти из них находятся в Художественном музее.

Отец Семена Семеновича - Семен Давыдович Абамелек, генерал-майор, служил в лейб-гвардии гусарском полку. Сестра отца, поэтесса и переводчица Анна Давыдовна Баратынская, пленила великого Пушкина.

Продолжим наше путешествие. Взглянем на гору. Опять заметим глубокий ров, бегущий в гору.

Ров бывшего второго фуникулёра. Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

Ров бывшего второго фуникулёра. Наши дни. Фото Ермаков А.В. 2013 г.

 

Это след второго фуникулера. Станцию, откуда отправляли вагончики, сломали в пятидесятых годах.

Похвалинский фуникулёр.

Похвалинский фуникулёр.

 

Фуникулер. Алексеевская площадь.

Фуникулер. Алексеевская площадь.

 

Посмотрите фото, сделанное около ста лет назад.

Алексеевская часовня , где люди брали воду из родника.

Алексеевская часовня , где люди брали воду из родника.

 

Мы уже не видим часовен. В одной из них, Алексеевской, люди брали воду из родника. Родник жив, бьет ключом, но вода в нем уже непригодна для питья.

Алексеевская часовня.

Алексеевская часовня

 

 

 

Продолжение следует....

По книге М. Смирновой "Нижний Новгород до и после"

Все неточности (и ошибки), допущенные автором книги нами, по возможности, исправлены. Возможно что-то пропустили, будем рады замечаниям. 

Зарегистрируйтесь, пожалуйста, чтобы комментировать материалы сайта.

GearBest.com INT
Huawei