Успенский скит Оранского монастыря. Фото начала ХХ века

 

В двух километрах на восток от Оранского Богородицкого мужского монастыря Богородского района Нижегородской области в сосновом лесу расположен комплекс сооружений, состоящих из большого кирпичного двухэтажного здания с подвальным помещением, а также жилых и служебных построек,  размещенных внутри огороженной территории. 

Жители села Оранки называют это место «Скитом», так же как и пруд, недалеко от него находящийся. И мало кто из нижегородцев в настоящее время знает, что здесь действительно когда-то находился православный иноческий скит Оранского Богородицкого монастыря, построенный на средства обители в начале XX века.

Ограда бывшего Успенского скита Оранского монастыря. Наши дни. Главное здание бывшего Успенского скита Оранского монастыря. Наши дни

 

Какова же история возникновения и существования этого скита? Она связана с именем архимандрита Аркадия (Антуфьева), который был наместником Оранского Богородицкого монастыря с 1897 по 1913 год (в этот период было начато и завершилось строительство скита) и с 1918 по 1920 г., когда разворачивались драматические события, связанные с национализацией и разорением скита.

О том, с какой целью был основан Оранский скит, мы узнаем из переписки архимандрита Аркадия (на тот момент наместника в сане иеромонаха) с епископом Нижегородским и Арзамасским Назарием (Кириловым), хранящейся в Государственном архиве Нижегородской области. В рапорте на имя Преосвященнейшего Назария от 4 декабря 1901 года архимандритом Аркадием была изложена краткая история возникновения Оранской обители и перечислены доводы в пользу строительства при монастыре иноческого скита. «Оранский Богородицкий монастырь, по свидетельству летописи, основан в 1634 году, по указанию Царицы Небесныя благочестивым дворянином Петром Андреевичем Глядковым, впоследствии схимонахом этой обители Павлом. Местоположение для обители, по указанию свыше, избрано в то время самое глухое и пустынное и никем не заселенное, среди коего находилось «Орано поле», отчего обитель получила название «Оранская пустынь». В пережитой судьбе этой обители произошло очень много перемен. Не перечисляя таковых, укажу лишь на главные из них, нужные для цели сего рапорта: 1 - что обитель из бедной пустыни, по милости Божией Матери, обогатилась постройками и средствами и обращена в первоклассный монастырь с прежними правами общежития и 2 - что она из уединенной обители, способной к тишине и одиночеству иноков, обратилась в заселенную на ее же местности из прежде бывших ее же крепостных крестьян, бывшею деревнею Оранкою - и затем в шумную и беспокойную со многими крестными ходами и с постоянными хождениями с иконами по епархии. Надобно сказать, что все это хорошо и дает ей средства к существованию при большом числе братии, но это хорошо не для всех ее обитателей. Есть люди, которые для стяжания вечного спасения нуждаются в тихой безмолвной жизни, вдали от жительства и от соприкосновения с мирскою суетною жизнью. Таких людей немало было в обители за истекшее старое время. Читая древний синодик, там видны имена до 70 схимников, которых в последние времена совсем нет благодаря окружённости монастыря жителями деревни Оранки.

Воротить былого невозможно, но весьма желательно для поддержания строгой подвижнической жизни поправить дело постройкою в Оранском лесу иноческого скита с небольшою церковью, куда могли бы удаляться для труда и молитвенного подвига от среды людской любители уединения. На это у Оранской обители есть полная возможность: прекрасные уединенные места в собственном монастырском лесу, который отстоит от монастыря в двух верстах в количестве 16 десятин; есть достаточный экономический капитал 38000 рублей и пока текущий хороший доход от ходов с иконами; есть собственный завод для выделки нового кирпича, стоящего для обители весьма недорого - по 7 руб. за тысячу, из коего можно воздвигать какие угодно здания; есть собственный лес, необходимый при постройках; есть также в достаточном количестве вся церковная утварь, и ризница, и святые иконы. При заведенных в обители постройках не будет больших затруднений и в строительном деле. Я с большою охотою готов бы принять на себя этот труд, насколько хватит моих сил и умения.

Нет нужды писать теперь о средствах к содержанию скитской братии. Они будут помощниками для обители, и обитель не оставит их без куска хлеба. Теперь, первоначально только единственная и главная нужда, чрез вас, преосвященнейший Владыко, получить Божие благословение на необходимые подготовления к постройке, то есть составление проекта плана и фасада, и заготовке строительного материала, а дальнейший ход дела Провидение само укажет».

На этом рапорте рукой Преосвященного Назария была написана резолюция: «Благословляется наместнику иеромонаху Аркадию озаботиться выбором места, составлением плана и заготовкой материала, с сохранением намерений наших пока в тайне».

И уже в ноябре того же 1901 года был составлен первый эскизный проект на постройку церкви с кельями в Воскресенском скиту (как тогда предполагалось назвать скит), автором которого был инок Оранской обители - Сергей Владимирович Лебедянский. Однако данный проект был отклонен, очевидно, в силу своей грандиозности.

Из рапорта отца Аркадия Преосвященному Назарию от 31 августа 1902 года становится ясным, что для строительства был выбран проект архитектора Ф. П. Федорова, причем в дальнейшем, в ходе строительства, и он был изменен и упрощен. Среди архивных документов сохранились варианты эскизных проектов и планировки данного здания.

В этом же рапорте наместник просит разрешения на устройство в монастырском лесу нескольких новых прудов, которые, как он рассчитывал, принесут пользу монастырю: разведением в них рыбы и орошением для местности и растительности леса, а также позволят увеличить садоводство фруктовых деревьев для монастыря и пчеловодство в месте постройки нового скита.

Весной 1903 года на территории будущего скита развернулись подготовительные строительные работы. Игумен Аркадий писал архиерею о том, что «построен там деревянный дом для помещения рабочих, выкопан первый колодец для снабжения водою, сделана просека леса для удобного проезда, расчищено место для будущей постройки каменного дома и начата постройка деревянной городьбы на границе земли с соседними владельцами. Теперь предстоит положить начало каменной постройке».

В этом же 1903 году игумен Аркадий просит благословения у Преосвященного епископа Назария разрешить построить на территории будущего скита для собственного проживания небольшой деревянный келейный домик, предоставив при этом составленный им лично план и проект постройки.

Постройка скита шла очень быстрыми темпами, уже осенью 1904 года игумен Аркадий в своём письме от 24 ноября в Русский Пантелеймонов монастырь на Святой Афонской горе писал:

«Скит еще строится, и ныне сложено там только первое каменное здание с церковью. Вскоре начнется штукатурка и прочее, и осенью может быть и открытие его». Далее игумен Аркадий в этом письме добавляет: «Я хотел написать Вам еще даже не о постройке скита, а о мысли этой постройки, и просить через Вас в благословение этой обители с Афона какой-либо святыни и молитв пред первою в мире Монахинею Материю Божиею о благодатной помощи Ее на это святое дело. Предполагаемая обитель назначается со строгим уставом и без входа в нее женскому полу, как и у Вас на Святой Горе. Помолитесь Владычице неба и земли, да утвердит начатое дело и благословит обитель сию, где первый храм Ее заложен во имя Ее преславного успения».

Таким образом, у скита появляется новое название - Успенский и в делах о постройке скита фигурируют два названия: Воскресенский (очевидно, по первому замыслу предполагалось строительство домовой церкви в честь праздника Воскресения Христова) и Успенский. Первые годы, пока шло строительство, в скиту проживало всего два обитателя: иеромонах Серафим и послушник Михаил Таланов, бывший также в переписке с отцом Пинуфрием из Русского Свято-Пантелеимонова монастыря.

Братия Оранского монастыря Братия Оранского монастыря Братия Оранского монастыря

 

Монахом отцом Пинуфрием в 1905 году была заказана икона Божией Матери Скоропослушницы с приписанными внизу изображениями Великомученика и Целителя Пантелеймона и Преподобного Пинуфрия. Этот образ был освящен на Афоне и в июле 1905 года отослан, через Нижегородскую Духовную Консисторию, в дар Оранскому монастырю для нового Успенского скита. На обороте иконы была сделана следующая надпись: «...подвизающимся в нем честным инокам, да будет им сей священный дар в духовную радость и утешение от святой Афонской горы и от далекого Ее жребия». Передавая Афонскую святыню в скит, 24 сентября 1905 года владыка Назарий в дополнение к имеющейся надписи на иконе написал: «и от меня, епископа Назария, в Оранский Успенский скит в благословение».

15 октября 1905 года на кровле каменного корпуса перед освящением первого Успенского храма были установлены два медных вызолоченных креста (на восточную и западную стороны) высотою 2 аршина 4 вершка, шириною 9 1/2 вершков.

4 ноября (18 октября) этого же года Преосвященным Назарием и братией Оранского монастыря в каменном корпусе (на третьем этаже) была освящена домовая церковь в честь Успения Божией Матери, а 28 декабря 1906 года (на втором этаже) - церковь в честь прп. Антония и Феодосия Печерских чудотворцев. В первом цокольном этаже данного корпуса размещалась кухня, трапезная и часть жилых келий.

После завершения строительства главного корпуса в период с 1905-1906 гг. на монастырские средства на 235 километре Московско-Казанской железной дороги была построена железнодорожная станция, которая сегодня именуется как станция Ягодное. От скита до станции была проложена через лес дорога.

В Советский период, после выхода «Декрета об отделении Церкви от государства», в 1919 году на основании постановления Главнауки Наркомпроса Нижегородский губернский Комитет по делам Церкви заключил с монастырем договор на право пользования культовым имуществом.

В 1924 году данный договор был расторгнут, и Успенский скит, действующий к тому времени не как уединенное иноческое жилище, а как последний приходской храм для местных жителей и оставшихся монахов, был ликвидирован. Решением Президиума Нижисполкома от 28 мая 1924 года Успенская церковь на скиту Оранского монастыря была закрыта. При этом сам монастырь ещё продолжал существовать, хотя большинство его хозяйственных зданий и сооружений были к тому времени национализированы.

В 1927 году каменное здание бывшего монастырского скита и прилегающая к нему земля с фруктовым садом были переданы в ведение нижегородского детского дома имени Ансона для летней дачи. В годы Великой Отечественной войны на территории Оранского монастыря, а также Успенского скита размещался лагерь для военнопленных.

В послевоенные годы каменное здание скита стало быстро разрушаться, и в 70-е гг. была проведена реконструкция основного здания и построены подсобные помещения для пионерского лагеря и базы отдыха. Основной ремонт главного здания был осуществлен заводом НИТЕЛ.

В настоящее время кирпичное здание находится в хорошем состоянии, но полностью опустошено. В скиту есть своя котельная и все необходимые для проживания службы.

Очевидно, как база отдыха этот комплекс в ближайшее время не будет действовать, и хотя он охраняется сторожами, но вполне вероятно его постепенное обветшание и растаскивание по частям (что уже наблюдалось в истории скита в 1918–1919 гг.).

Сейчас ставится вопрос о возвращении скита Оранскому монастырю — его законному владельцу, на условиях покупки его у завода НИТЕЛ. Таких средств, какие запросил завод, в настоящее время у монастыря и епархии нет. 

 

Автор статьи Елена Власова

Продолжение следует

Зарегистрируйтесь, пожалуйста, чтобы комментировать материалы сайта.

GearBest.com INT
Huawei