Из Нижнего до Юрино (теперь административно входит в Марий Эл) можно добраться тремя путями.

Путь первый. На автомобиле до Козьмодемьянска. Далее на пароме (зимой - по льду) до противоположного берега Волги. (Кстати сказать, ширина реки в этом месте - благодаря Чебоксарскому водохранилищу - два километра).

Причалите (или подъедете) почти к паперти церкви. Действующей - Иоанна Предтечи. Это все, что осталось от Коротней, бывшего большого села, стоявшего еще совсем недавно на берегу Волги. Его теперь нет: оно исчезло во время строительства водохранилища, но паром идет - до Коротней.

И вот мы уже как бы на двух берегах - Волги и устья Ветлуги. Перескочить бы сейчас через Ветлугу - и мы почти в Юрине! Но нет! Этого не получится. Чудовищно разлившееся по пойменным лугам устье имеет теперь ширину - 12 километров!

Поэтому приходится ехать «вдоль» берега Ветлуги до того места, где повстречается мост. Повстречался он через 36 километров (от Еникеева, что рядом с Коротнями). 

Перебравшись на правый берег и проскочив три небольших почти рядом расположенных деревни (Марьино, Ангутино, Люнду), далее 28 километров - одни в лесу! Но зато наградой за страх служит появившееся сразу - Юрино.

Путь второй. Опять же на автомобиле... Через Воскресенское, Докукино, Егорово. До Егорова - асфальт. А вот дальше целых 23 километра - лесных сырых дорог, по которым свободно могут перемещаться лишь мощные «КАМАЗЫ» и тракторы. 

Путь третий. Существует еще один, прямо-таки замечательный способ доезда до Юрина. Это Волга и теплоход «Метеор».

В конце XVII века Юрино было собственностью Федора Алексеевича Головина - человека умного и незаурядного. Это ему подарил такое отдаленное село Петр I.

Федор Алексеевич Головин

 Федор Алексеевич Головин

 

Головин, со своей стороны, слыл храбрым боевым адмиралом, он командовал Первой русской эскадрой в Азовском море. Впоследствии царь назначил его еще и генерал-фельдмаршалом. Но Головин не только военный, он крупный ученый и дипломат. Как и всякий умный человек, он отличался своими поступками от окружавшей его заурядности. Взял, например, и приволок в Юрино якорь из кованой стали, изъеденный солью морей и океанов.

Якорь, привезенный Ф.А. Головиным

 

Но от судьбы не уйти: у Головина оказался непутевый сын, а еще непутевее непутевого сына - внук. Тот вел какую-то роскошную жизнь и совсем мало думал о своих имениях. Любил, например, поесть: обильно и вкусно. Для каждого кушанья у него был определенный повар. Их у Головина насчитывалось чуть не тридцать. 

Такой образ жизни плюс полное отсутствие руководства помещиком хозяйством своих владений привели скоро к тому, что Николай Головин (так звали внука) все промотал, прогулял и... спустил Юрино.

В конце концов, Юриным стал владеть с 1772 года инженер-капитан Василий Иванович Бибиков. Но что-то у него не заладилось, и он в 1774 году продал Юрино графу Сергею Сергеевичу Гагарину.

Сергей Сергеевич Гагарин

Сергей Сергеевич Гагарин

 

Потом село стало принадлежать Демидовым. Сначала Никите Никитичу, а затем его сыну и внуку.

После Демидова хозяином Юрина стал камергер Двора Его Императорского Величества Александр Алексеевич Жеребцов.

Но с Жеребцовым что-то вскоре случилось, и он умер. Его вдова продала Юрино Василию Сергеевичу Шереметеву, тому самому... 

Василий Сергеевич Шереметев

Портрет Василия Серге́евича Шереме́тева (1752—1831)

 

Почти на берегу Юрино стоит какое-то волшебство. И волшебство - это бывший замок Шереметевых, тот самый, подобного которому нет и уже, наверное, не будет во всем бывшем нашем Союзе.

Нижегородская губерния. Васильсурский уезд. Юрино. Церковь Михаила Архангела. 1910 г. Архив Сорокина В. Г. Нижегородская губерния. Васильсурский уезд. Юрино. Церковь Михаила Архангела. 1910 г. Архив Сорокина В. Г. Усадьба Шереметевых зимой Усадьба Шереметевых в Юрино Усадьба Шереметевых в Юрино. Фото Латышева М.А.

 

Для построения замка Шереметевы не жалели ни средств, ни собственных усилий: и что говорить об усилиях, когда - без преувеличения можно сказать - Василий Петрович посвятил этому строительству жизнь. Да и, правда, дел было невпроворот. Взять хотя бы стройматериалы. Их на будущий усадебный дворец расходовалось огромное количество. Красный кирпич, или, как его называли, «лапотный», не боялся ни дождя, ни морозов, ни времени. Мужики формовали его прямо здесь, рядышком, в Большой и Малой гати, которые фактически являлись природными кладовыми сырья. 

Проект замка Шереметева в Юрино

 

Некоторые сорта древесины закупали в Финляндии и Западной Европе. Мрамор, мраморную крошку и кирпичи черного цвета - природный туф - привозили из Италии.

А вот белый камень, которым отделан замок, - чисто наш, нижегородской губернии. И говорят, добывали его возле тогдашнего Богородского, возле Павлова и рядом с Перевозом.

План усадьбы Шереметевых в Юрино

 

Дворец рос, как на дрожжах. Работников наняли много. Но на строительстве не было ни одного лишнего человека. Все трудились, не покладая рук: каждый занимался своим делом. И только Василий Петрович вникал во все. Сам неплохо разбираясь в архитектуре, он в отличие от многих умел чувствовать - когда, где и как соединить или смешать в рождающемся замке разные стили. Поэтому-то Шереметев нередко в уже готовых больших фрагментах замка приказывал архитекторам переделывать какие-то, казалось, на первый взгляд, несущественные детали.

Юрино. Замок Шерметева Усадьба Шереметевых в Юрино

 

И иногда получалось так, что одну и ту же часть строили в разных вариантах по нескольку раз. Так было, например, с куполом круглой башни.

Для примера - сравните два фото – дореволюционное и современное. У круглой башни купол уже другой. Переделка была осуществлена еще до революции. Саму же башню тоже неоднократно изменяли, а поскольку она примыкала к кухне, что расположена на первом этаже, то само собой разумеется - синхронно происходила перестройка стен этой самой кухни.

Замок Шереметева в Юрино. Фрагмент фото  с куполом круглой башни. До перестройки Замок Шереметева в Юрино. Фрагмент фото  с куполом круглой башни. Наши дни

 

Сохранился до наших дней забавный по стилю и содержанию доклад архитектора Рандольфа Мюллера - Шереметеву. Немец писал: «Вы не отвечал, как башня должно быть, как по рисунку Барланда, или как старая, я боюсь, что он не вытерпит, потому что фундамент кухни очень блохи и наверху я имею мало стены...» (1877 год). Но как ни странно, башня вытерпела и стоит безукоризненно до сих пор. 

Замок Шереметева в Юрино. После перестройки Замок Шереметева в Юрино. После перестройки Замок Шереметева в Юрино. После перестройки

 

Еще забавный пример. В 1887 году в Юрине побывал корреспондент «Нижегородских губернских ведомостей» В. Барановский. В своем отчете-очерке он, в частности, написал: «Крестьянство смеется над тем, что этот замок никогда не кончится своей постройкой: помещик в нем постоянно что-нибудь переделывает и перестраивает, но потом все опять находит недостаточно хорошим, и снова начинается та же бесконечная история...» 

Замок Шереметева в Юрино. Вид с высоты

 

Замок, в итоге, получился  великолепный и завораживающе красивый. Рассмотрим его фасад, выходящий на Волгу. Хорошо видны черные кирпичные полосы, украшающие и стены зданий, и башни. Это черный туф, который Шереметевы привезли из Италии. А вот отделка окон сделана из белого камня, добытого в Борнуковской пещере, что рядом с Перевозом (Нижегородская область). Балкон тоже из этого же материала.

Шереметевский замок в Юрино. Наши дни Главный балкон замка Шереметева в Юрино

 

Для полноты впечатления от внешнего облика замка нужно подняться по крутой лестнице на квадратную башню. С нее видна почти вся крыша замка с необычными дымниками, а также купол, о котором далее будет написано.

Шереметевский замок в Юрино. Наши дни Вид крыши замка Шереметева в Юрино с стеклянным куполом зимнего сада Вид крыши замка Шереметева в Юрино с стеклянным куполом зимнего сада

 

На башне стояла пушка. Ну, конечно, не для стрельбы по неприятелю... И торчал флагшток. На флаге крупными буквами было написано: «Бог хранит всех». Буквы были большими, и все грамотные люди могли прочесть с нижних порогов замка это замечательное утверждение.

А теперь мы побродим по замку. Сначала войдем в него через южный вход, то есть со стороны Волги. У входа белый пилон и на нем - 1706 год. Это покойный Василий Петрович неустанно напоминает нам, что его предка Бориса Петровича Шереметева удостоили титула графа в 1706 году. 

Не успели ступить мы на мраморный пол, как видим на нем слово SALVE, выложенное черным мрамором, в переводе с латинского это означает: «Привет!». 

Лестница, ведущая в зимний сад замка Шереметева в Юрино. Наши дни

 

По прекрасной гранитной лестнице поднимаемся мы в зимний сад Шереметевых. Это великолепное квадратное помещение, выгороженное балюстрадой от проема винтовой лестницы, по которой мы поднялись. Сверху сад накрывает тяжелый стеклянный, опирающийся на внутреннее, со свинцовой прокладкой, кольцо, которое, в свою очередь, держится на семи колоннах. Большие окна, стеклянный купол - все это дает много света, так необходимого для произраставших здесь когда-то (при Шереметевых) диковинных растений. 

Лестница, ведущая в зимний сад замка Шереметева в Юрино. Наши дни Лестница, ведущая в зимний сад замка Шереметева в Юрино. Наши дни

 

Очень долго замок зимой не отапливали. Когда же наступала весна с ее оттепелями, со стен начала отслаиваться краска, а во многих местах отлетели и большие куски отсыревшей штукатурки. Вот так выглядела оранжерея до реставрации.

Зимний сад замка Шереметева в Юрино до реставрации. Начало XXI века Зимний сад замка Шереметева в Юрино. Наши дни Зимний сад замка Шереметева в Юрино до реставрации. Начало XXI века

 

А когда-то при Шереметевых в зимнем саду росли дивные королевские пальмы. Их было две, но жили они в одном чудовищно огромном вазоне, и верхушки их почти упирались в купол. По всей окружности балюстрады и по лестнице стояли тоже в вазонах странные на вид теплолюбивые растения. Гости, приезжавшие к Шереметевым, говаривали, что нигде не видели ничего подобного. Причем, оставались в памяти не только сами растения, но и их вместилища. Ими были, например, древние китайские огромные сосуды, украшенные разными глиняными страшилищами и драконами. Оказывается, достали эти сосуды с морского дна, где они пролежали в иле много веков. А когда их подняли на поверхность, купил эти китайские древности для своего драгоценного замка Шереметьев.

Вазы-сосуды были красно-коричневые, потому что сделали их неизвестные нам мастера из терракоты. Рядом с ними стояли и дубовые кадки, художественно украшенные глухой резьбой. Они тоже служили вместилищами для растений. В зале-саду и в низу лестницы находились мраморные статуи тончайшей работы Они были выполнены лично для Шереметева итальянскими мастерами. Вообще-то в замке (внутри и снаружи) красовалось когда-то очень много мраморных статуй. Со времени революции всех их или украли, или разбили.

В окрестностях замка Шереметева в Юрино. Начало XXI века

 

Осталось только две.

Сохранившиеся статуи замка Шереметева в Юрино до реставрации. Начало XXI века Сохранившиеся статуи замка Шереметева в Юрино. Наши дни

 

И пара статуй в парке замка, установленные уже после революции.

Солдат читает книгу. Статуя в саду замка Шереметева в Юрино

 

Рядом с пальмами стояли два резных дубовых кресла, а со стены смотрело большущее зеркало в позолоченной оправе, сделанной из ореха.

Зеркало из интерьеров замка Шереметева в Юрино

 

А еще в саду находились чучела медведей: медведица и три медвежонка. На стенах висели картины и декоративные тарелки. И вся та красота освещалась четырьмя дорогими, необыкновенными по красоте торшерами. Для удобства гостей в саду находилось много легкой плетеной мебели.

Пол здесь мозаичный. Сразу обращает на себя внимание надпись, выложенная черной мраморной крошкой: 1881-1883. Это означает то, что нанятый Шереметевым итальянский мастер работал над созданием мозаики именно в эти годы. А звали того самого мастера Ерме Кристоффоли.

Надпись на полу зимнего сада замка Шереметева в Юрино

 

Еще в 1917 году многое растащили и спалили. В 1923 году внутри замка все было перевернуто. Даже стулья исчезли... Вот что пишет об этих временах писатель К. Кислов: «Мусор, битое стекло, упаковочная стружка, мышиный помет, пыль - вот и все. В зимнем саду нас (детей) поразило скопление необыкновенных растений, привезенных, должно быть, из жарких стран. Они были мертвы: их загубила стужа. Я припал к косматому стволу пальмы, поднявшейся под самый купол, и бессмысленно глядел вверх, словно там было знойное небо Африки...

В темном замусоренном коридоре натолкнулись на целый воз деревянных икон. Сумрачные и потускневшие, валялись они в пыли и бумажном прахе вместе с церковными книгами». - Конец цитаты. Встречались и другие книги, «толстые в медной оправе». Мальчишки пинали их ногами.

А вот и еще одна надпись, сделанная на арабском языке. Она означает следующее: «Разум, Честь, Достоинство». Эта надпись сделана на мозаичном полу Восточного кабинета хозяина.

Надпись на арабском языке в комнате в арабском стиле. Замок Шереметева в Юрино Надпись на арабском языке в комнате в арабском стиле. Замок Шереметева в Юрино Надпись на арабском языке в комнате в арабском стиле. Замок Шереметева в Юрино

 

Он впечатляет даже в том виде, в котором предстает перед посетителями сейчас, до реставрации. Здесь цельные колонны из черного мрамора. Эти колонны Шереметеву (уже обработанными) доставили водным путем из Италии. Пол мозаичный, из мраморной крошки. Во времена Шереметева человек, оказывавшийся в этой комнате, ощущал себя будто бы гостем какого-то шаха, ведь все убранство было выполнено в восточном стиле. Даже рисунки ковров, лежавших на полу, создавали колорит сказок Шехерезады. Ковры были очень дорогими, ручной работы. А произвели их на свет приглашенные откуда-то Шереметевым лучшие ковроделы.

Комната в арабском стиле. Замок Шереметева в Юрино

 

Деревянный потолок, украшенный кессонами, заполненными ажурной резьбой, походил на кружево. В разных местах с потолка и проемов дверей свешивались грозди винограда, выглядевшие совсем настоящими. В углу основательно расположился камин. Возле него на полу и специальных подставках стояли бронзовые и мраморные украшения. Окна кабинета в своей верхней части были украшены керамической решеткой с цветными стеклышками. Комната когда-то предназначалась для бесед у камина господ и их гостей, а также для различных игр (в шахматы, в карты). Но что особенно интересно: здесь не было икон. Понятно, конечно, почему. Комната-то выполнена была под мусульманскую.

Камин в арабской комнате. Замок Шереметева в Юрино Комната в арабском стиле. Замок Шереметева в Юрино

 

Из Восточного кабинета дверь ведет в «господскую опочивальню». Спальня эта была настолько элегантна и изящна, что даже двери в ней представляли собой произведение искусства. Неизвестные мастера выполнили их из розового полированного орехового дерева. Одна из них вела в ванную комнату, другая - в туалет, а третья в Дубовую комнату. 

В спальне стоял камин (сохранился). На стенах было развешано много картин и икон. Дорогие ковры устилали паркетный пол. На специально устроенном столбе - бюст какого-то знаменитого древнего философа.

Из кабинета мы попадаем в следующую комнату - Дубовую. Здесь Шереметев работал. И поэтому она была строгой. Но в то же время эта строгость соединялась воедино с какой-то теплотой дуба, которым были отделаны и стены, и потолок, и карнизы. За счет всего этого незримо создавался уют и спокойствие, настраивавшее, наверное, хозяина на раздумья и размышления. Сейчас от этого интерьера мало что осталось. При Шереметеве же стояла дорогая, изящная мебель из красного дерева и из ореха. Стол, за которым занимался хозяин, и стул, на котором он сидел, по-видимому, были дубовыми. Под потолком висела опять же дубовая люстра на 30 свечей. Ее сделал для помещика неизвестный юринский мастер. На стенах висели картины, в частности, «Кающаяся грешница» и «Зима». Было много икон.

Сюда нравилось заходить Ольге Дмитриевне. Может быть, здесь, любуясь из окна на красоту аллей парка, каждая из которых была сформирована из своих - только одинаковых - деревьев, помещица предложила мужу открыть в Юрине больницу. И, может быть, именно здесь они обсуждали возникшие в связи с этим организационные дела.

Из Дубовой комнаты можно подняться в детский гимнастический зал. Здесь когда-то стояли разные спортивные снаряды, на которых дети занимались. А также шкафы с книгами. Наверное, для такой цели: «Устал - отдохни, посиди, возьми книгу в руки». Вот как выглядел гимнастический зал в начале нашего века. Сорванные двери - это чистопородный дуб. 

Детский гимнастический зал. Фото начала XXI века

 

Рядом со спортивным залом находились детские комнаты, обставленные разумно и богато. Совсем рядом с ними располагалась уже в своей комнате воспитательница - бонна мадам Е.И. Псарева. Вот она на балконе замка и опять же она, но уже с ребеночком. Бонна жила у Шереметевых одна. 

Бонна с Петром Васильевичем Шереметевым на руках Бонна мадам Е.И. Псарева на балконе Бонна мадам Е.И. Псарева на балконе. Фрагмент фото

 

Кстати сказать, в замке постоянно проживало всего человек десять господ. Для каждого из них имелись отдельные туалеты и отдельные ванные комнаты. Надо заметить, что во дворце с первого дня его возведения работали и водопровод, и канализация. И так все умели сделать 120 лет назад! Ведь тогда за границей водопровод мало у кого существовал. Жаль: невозможно самим увидеть то давнее оборудование ванных комнат. Все было утрачено во время революции. 

Невдалеке от детей всегда находилась их мать Ольга Дмитриевна. Будуар хозяйки замка располагался на том же этаже. Ее будуар представлял собой строгую комнату умной светской дамы. 

Ольга Дмитриевна Скоболева Читающаяя девочка. - личная вещь Ольги Дмитриевны Шереметевой
  Будуар хозяйки замка. Фрагмент потолка. Фото начала XXI века

 

Сейчас как раз время сказать и о винтовой лестнице, сооруженной из дуба. Она ведет от прежней Дубовой комнаты наверх к детям. В ней нет ни одного гвоздя. И внизу, и наверху вы увидите орнамент в дубовых досках, выполненный вручную. А через островерхое окно проглядывается балкон. 

Дубовая винтовая лестница в замке Шереметева в Юрино

 

Винтовых лестниц в замке много. Одна, например, ведет на крышу башни. А другая лестница сбегает в глубокий подвал. Обратите внимание, что каждая ступенька лестницы, идущей в подвал, имеет покатость. Так было сделано еще при Шереметевых для того, чтобы бочки с вином, с пивом легко скатывались вниз. 

Лестница на крышу башни замка Шереметева в Юрино Лестница в подвал замка Шереметева в Юрино

 

Зайдем теперь в так называемую Китайскую комнату, в которой до наших дней сохранился в неизменном виде только потолок, правда, без люстры. Кто-то сказал, что ее разбили специально. Уже, к сожалению, нет изящной двухцветной лепнины, шедшей когда-то по верхнему карнизу. Комната пуста. А раньше в ней всего было полным-полно. Например, стояла мебель из красного дерева и огромные, похожие на золотые (а может, и золотые), часы, а также большие бронзовые фигуры, располагавшиеся на специальных пьедесталах. Причем, один пьедестал был выполнен из красного мрамора, другой - из белого. На стенах комнаты висели для украшения 225 фарфоровых тарелок с нарисованными на них сюжетами. Из этих тарелок, конечно, не ели. Для пищи употреблялись другие, находившиеся в специальном шкафчике, - мелкие фарфоровые, позолоченные - с гербом Шереметевых. Тарелочек этих было великое множество. В шкафчике стояли также чайные сервизы и выполненные из фаянса и хрусталя всякие другие чайные принадлежности.

Китайская комната в замке Шереметева в Юрино. Наши дни

 

К сожалению, не сохранилось дореволюционных фото китайской комнаты, но представление об интерьере может дать фото курительной комнаты замка:

Курительная комната в замке Шереметева в Юрино. Дореволюционная фотография

 

Рядом с Китайской комнатой находится кабинет генерала Михаила Дмитриевича Скобелева, родного брата Ольги Дмитриевны.

Скобелев не раз приезжал в усадьбу сестры, а однажды, говорят, с матерью, которая потом писала своему мужу - генералу Дмитрию Скобелеву - отцу своих детей, о том, что она совершенно очарована этими местами.

Для младшего Скобелева была выделена специальная комната. Она у Шереметевых называлась Скобелевским залом. Здесь висели на стенах портреты именитых Скобелевых. И все они были боевыми генералами:

1.Дед - генерал - Иван Скобелев.

2.Отец - генерал - Дмитрий Скобелев.

3.Сын - генерал - Михаил Скобелев.

В зале хранилась коллекция холодного и огнестрельного оружия, причем любой посетитель - гость даже без объяснения мог легко разобраться что к чему.

Дело в том, что все экспонаты были «распределены» по эпохам. То есть - каждой эпохе соответствовало свое оружие, которое стояло и в пирамидах, и в специальных козлах. Сабель находилось так много, что для них устроили отдельные стенды. Все настолько было хорошо продумано, что даже предметы снаряжения коня не выглядели лишними. Но часть оружия все же не уместилась в Скобелевском зале, поэтому оно украшало стены и других помещений. 

Например, так называемая Русская комната поневоле тоже стала частично военной, и оружие четко выделялось на фоне ее белых стен. Кстати сказать, может быть, за какую-то особую белизну Русской комнаты ее называли еще Белым залом. Дубовая и ореховая мебель, зеркала, картины, оружие, а также большие фарфоровые вазы и множество других мелких предметов создавали ощущение строгости и защищенности. К сожалению, от Белого зала остались в сохранности лишь потолок, пол и две колонны. 

Русская комната (Белый зал) в замке Шереметева в Юрино. Фото начала XXI века

 

В послереволюционные годы от убранства Скобелевской комнаты не осталось ничего. Исчезла даже медная походная кружка. Нашлась впоследствии только генеральская сабля... Скобелевский кабинет теперь - это просто пустая комната. 

А теперь зайдем в Танцевальный зал, или, как его еще именовали, - Большую гостиную. Попадаем в прекрасное большое и очень светлое помещение. Одно окно чего стоит! Вот оно на фото.

Окно Танцевального зала Окно Танцевального зала. Наши дни

 

Потолок гостиной когда-то был дубовым, причем состоял из множества квадратов, каждый из которых представлял собой резную картину на дубовой доске. 

Надо отметить, что квадраты потолка размером 1 м х 1 м в точности соответствовали набранным мозаикой квадратам пола. В зале стоит камин, облицованный панелями, снятыми с одного из дворцов города Помпеи, засыпанного пеплом в августе 79 года н.э. во время извержения Везувия Помните знаменитую картину К. Брюллова: «Последний день Помпеи»? Раскопки погибшего города начались с середины XVIII века. Шереметеву (после раскопок) удалось за бешеные деньги купить кое-какую облицовку. Он привез ее в замок. И вот она перед нами. 

Камин облицованный декоративными панелями из Помпеи. Замок Шереметевых в Юрино

 

 

Помпейская облицовка перенесет вас незаметно на 2000 лет назад, а то и гораздо больше. Вы получите возможность своими глазами увидеть, как же выглядели в те времена доспехи гладиаторов, мечи и латы. А это шлем. 

Камин облицованный декоративными панелями из Помпеи. Замок Шереметевых в Юрино. Фрагмент фото

 

А вообще-то из Большой гостиной пропало все. Вкратце напомним, что там располагалось...

Рояль находился недалеко от большого окна. А вот пианино притаилось у стены, на которой висело восемь картин западных мастеров. А еще в гостиной стояло огромное зеркало - чуть не до потолка, - а под ним - мраморный столик. Уютно разместились в зале четыре шкафа филигранной работы, диваны, стулья и позолоченные кресла. Отдельно возвышался шкаф-горка с дорогой посудой и такими же дорогими украшениями. А еще в зале всегда присутствовала мраморная статуя Венера. Здесь были китайские и саксонские вазы, стоявшие поодаль от статуи. С потолка свисали хрустальные люстры, освещавшие зал.

Останки рояля фирмы беккер из большой гостиной замка Шереметева в Юрино. Фото начала XXI века

 

Вдалеке, в конце нижнего коридора, в тупике, мы видим теперь уже переделанную (после революции) дверь . Когда-то за ней помещалась квартира личного доктора Шереметевых. По слухам, он любил Ольгу Дмитриевну и частенько по лестнице, расположенной не так далеко от его «апартаментов», поднимался к хозяйке замка. Ревнивый Шереметев приказал заколотить дверь, ведущую на лестницу. 

Дверь, за которой  - бывшая квартира личного доктора Шереметевых

 

А вообще-то любые чувства в Шереметевском замке имели мощную подпитку. Во-первых, - необычайная красота природы, а во-вторых, - громадное собрание книг на многих и многих языках мира. Книги размещались в библиотеке, находившейся сначала на третьем этаже, а потом и на втором.

Замок Шереметева в Юрино. Юго-Восточная сторона Вид на поселок Юрино

 

Осмотр начнем сверху, то есть с помещения третьего этажа. Мы видим плиточный пол и забавный камин. Его верх поддерживают два «атланта», они - то ли гномики, то ли просто восточные старички. На них только чалмы и набедренные повязки. 

Библтотека. Камин с Атлантами. Замок Шереметева в Юрино

 

Библиотека насчитывала тысячи книг. Тот, кто ею пользовался, мог найти ответ на любой вопрос в любой области. Большое собрание мировой художественной классики являлось лишь небольшой частичкой этого огромного книгохранилища. Библиотека содержалась в идеальном порядке. На каждой книге стоял шифр и фамильный Шереметевский знак.

Сохранившиеся книги В.П. Шереметева Титульный лист книги принадлежавшей В.П. Шереметеву

 

Чтобы как-то представить внешний вид шереметевских книг, рассмотрим хотя бы две, сохранившиеся с того времени А вот так выглядели их титульные листы На каждом экземпляре стоял фамильный знак Василия Петровича Шереметева - строителя замка И еще частенько Шереметев на первой странице ставил свою подпись.

Фамильный знак (экслибрис) Шереметева Собственноручная подпись В.П. Шереметева. Фото с оригинала

 

Во время революции (в 1917 году), часть книг была утрачена. Когда же все-таки советской властью была организована передача оставшихся в живых книг, часть их попала в нашу Нижегородскую, теперь Ленинскую библиотеку, и по сию пору они пребывают там. 

Продолжим свое путешествие по замку. Зайдем в Картинную галерею. Вот такой она была до революции. Фотография очень плохого качества, но все-таки, разглядывая ее, можно понять, как все тогда было.. Картинная галерея называлась еще Большим залом, а то и Романовским, - потому что к Шереметевым не раз приезжали в гости : великие князья Романовы со свитами.

Интерьер картинной галереи. Конец XIX в. Замок Шереметева в Юрино Интерьер картинной галереи. Конец XIX в. Замок Шереметева в Юрино

 

Зал представляет собой уникальное архитектурное сооружение. Он спланирован так, что в нем при самой солнечной погоде не бывает солнечных бликов. Поэтому шереметевские картины никогда не «отсвечивали», и изображенное . них виделось объемным, как и замышлял тот или иной автор. Говорят, что такой зал есть только в Эрмитаже. 

Картинная галерея в замке Шереметева в Юрино. Наши дни Картинная галерея в замке Шереметева в Юрино. Наши дни

 

Здесь находилось 73 живописных портрета в рамах. Среди них портреты генерал - фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева - автор И.А.Никитин, Василия Сергеевича Шереметева, Василия Петровича Шереметева, Ольги Дмитриевны Шереметевой. 

В этой комнате когда-то собирались гости, и тогда Ольга Дмитриевна играла им на рояле фирмы Плейля. Девять красивых люстр освещали зал и всех, и вся, что в нем находилось. А находилось немало. Здесь и мебель разной древесины и различного назначения. Из красного дерева, напри мер, были сделаны столы, столики, шкафчики и комод; из дуба - тридцать шесть стульев, кресла, тахта, обшитые или плюшем, или кожей. Украшали также галерею темные ореховые шкафы-этажерки. А еще на разных подставках и тумбах - невиданные вазы, гипсовые фигуры и много-много всяких мелких безделушек.

Из всех вещей этой комнаты сохранились только частично картины. А ведь живописных полотен по всей усадьбе было множество... Во-первых, имелись портреты представителей всей этой ветви рода, включая грудных младенцев. И еще:

«Положение Христа во гроб» - Лука Лейденский;

«Калеки» - Питер Брейгель;

«Осада Города» - Ян Брейгель Бархатный;

«Пастух и пастушка» - Клас Берхем;

«Нищие» - Загорский;

«Портрет Екатерины II» - Рокотов;

«Портрет Петра III» - Антропов;

«Портрет графа Шувалова» - Ротари.

«Пейзаж» - Воуверман Филиппино;

«Ученый в кабинете» - Гроотвельт Ян;

«Портрет императрицы Марии Федоровны (1759-1828)»;

«Морской пейзаж» - неизвестный художник;

«Лунная ночь на Черном море» - неизвестный художник;

«Закат на море» - неизвестный художник,

«Портрет генерал-лейтенанта Ивана Ивановича Косачева» - неизвестный художник;

«Портрет генерал-фельдмаршала графа Захара Григорьевича Чернышева (1722-1785)» - неизвестный художник;

«Портрет неизвестного» - неизвестный художник.

Все вышеперечисленные картины да и многие другие сохраняются в Нижегородском Художественном музее. Некоторые из них находятся в залах. Но, к сожалению, огромная часть Шереметевской коллекции утеряна навсегда. Ведь у Шереметевых, кроме этих оставшихся в живых картин, было еще много других - Айвазовского. Боровиковского, Брюллова, Аргунова. Одних картин Рокотова насчитывалось 19.

Замок, пусть медленно, но восстанавливает свою былую красоту. И, возможно, когда ни будь, мы увидим отреставрированными все комнаты замка, коих там около ста.

Кроме дворца, сохранились каменная ограда и служебные корпуса, партерный и пейзажный парки с прудами. Общая площадь усадьбы с парком — более 45 гектаров.

А так же сохранилась часть крепостной стены, внутри которой при Шереметевых находились когда-то оранжереи. Василий Петрович, не пожалел денег: привез из Италии куски застывшей вулканической лавы и облицевал ими стену.

Вулканическая стена в замке Шереметева в Юрино Вулканическая стена в замке Шереметева в Юрино

 

Среди деревьев спрятался домик, это Шереметевский знаменитый погреб-ледник . Его каждую зиму заполняли блоками льда, выпиленными из озера. Они не таяли все лето и поэтому там хорошо сохранялись скоропортящиеся продукты даже в самую жару.

Шереметевский погреб-ледник. Замок Шереметева в Юрино

 

Лежало в погребе еще множество бутылок с вином, своим и с заграничным. Погреб занимал огромное подземное пространство - и количество продуктов в нем было ему под стать. Его крышу и бока покрывала глазурованная черепица зеленого цвета. То есть - он был совсем зеленым и поэтому летом совершенно сливался с природой. И только вход из белого камня указывал на его принадлежность к замку.

В погребе работала вентиляция. Специальные трубы служили выходом наружу погребного воздуха и одновременно входом вовнутрь терпкого лесного. Все было продумано до мелочей. Подставки, полочки, лавочки, лари... 

Революция оставила замок брошенным и разоренным. Разорили и фамильный склеп Шереметьевых возле стены церкви Михаила Архангела, в котором лежал на покое продолжатель дел отца Василия Петровича Шереметева и матери Ольги Дмитриевны, их сын Петр Васильевич. Исчезли и останки и гроб. Так что судьба Петра Васильевича после его же смерти - типична. 

Храм Михаила Архангела. Здесь был похоронен Пётр Васильевич Шереметев. Последний перед революцией хозяин замка Склеп Шереметевых возле храма Михаила Архангела

 

Приведем слова писателя К. Кислова, он вспоминает о том, как со своей матерью спускался в склеп в 1916 году: «Что осталось в моей памяти. Это прежде всего бесконечно длинная, узкая темная лестница, которая вела куда-то в подземелье. Когда мы спустились, перед нами оказалась несколько приоткрытая железная дверь. В склепе никого не было, но горели свечи в больших подсвечниках. Я первый раз увидел лицо покойника под стеклом. Мне было страшно, а мама стояла и молилась, левой рукой прижимая меня к себе».

...Уже потом, в освободившемся от Шереметева склепе, устроили склад керосина. А уж после склеп вообще разрушили и завалили землей. Сейчас склеп вычистили и привели в порядок.

Склеп Шереметевых возле храма Михаила Архангела Склеп Шереметевых возле храма Михаила Архангела Могила В. П. Шереметева. Наши дни

 

В 17-ом же году поселили в замке Нижегородский кадетский корпус. Увезли кадетов из Нижнего от греха подальше. Думали: беспорядки - это ненадолго. С приездом кадетов в замке все наладилось и даже появились новые произведения искусства, хранившиеся ранее в Нижнем. Командование состоявшее из образованных офицеров, знавших, что такое Честь зорко следило за тем, чтобы воспитание их подопечных проходило по прежним законам. То есть главное - Бог, Царь, Отечество

Естественно, шереметевские богатства перестали исчезать а многое возвратилось на свои места. И все бы было ничего, но настало время, когда кадетов сменили ученики трудовой школы-коммуны.

Со времени воцарения «коммуны» в замке началась «вольница», а когда школа в 1923 году выехала в новом качестве назад в Нижний, то она захватила с собой не только прежнее свое, а вообще все, что смогла увезти. 

Растерзанный и обворованный замок с раскрытыми рамами и выбитыми стеклами опять остался один. И поехали от него (начавшиеся во многих местах еще в 1919 году) возы, сформированные из наваленных друг на друга предметов искусства.

Возы ехали, а время шло. Кто только не поселялся после Шереметевых в их замке! И какие-то официальные деревенские учреждения, и пансионаты, и дом отдыха.

Усадьба Шереметевых в Юрино Усадьба Шереметевых в Юрино Усадьба Шереметевых в Юрино Усадьба Шереметевых в Юрино Усадьба Шереметевых в Юрино

 

А вот во время войны (1941-1945 г.г) замок принял под свое крыло семьи московских высоких партийных правителей. В частности, дочь Сталина — Светлану Аллилуеву.

В 1990-е годы внутренние помещения замка находились в плачевном состоянии. Посетителей встречали облупленные стены совершенно пустых комнат, что производило удручающее впечатление на немногочисленных туристов. В настоящее время замок реставрируется, часть здания используется под гостиничный комплекс. Ежегодно проводятся «Скобелевские чтения» в честь прославленного полководца русской армии.

 

Зарегистрируйтесь, пожалуйста, чтобы комментировать материалы сайта.

Категория: Шереметевы
GearBest.com INT
Huawei