Нижний Новгород. 16 февраля 1871 года в Нижнем Новгороде при Покровской церкви было учреждено братство святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Целью членов братства являлось содействие религиозно-нравственному воспитанию бедных учеников гимназии. Покровительствовали обществу Нижегородский архиерей и губернатор. Особую роль в открытии братства сыграл директор губернской гимназии К. Н. Садаков. Среди его членов были виднейшие нижегородцы — епископ Макарий, губернатор Н.М.Баранов, краевед А.С.Гацисский, купец В.М.Рукавишников и другие. Большую помощь оказывал известный меценат М.М.Рукавишников. Он приобрел для братства дом на Грузинской улице, содержал его, построил в нем домовую церковь. Сейчас это здание занимает институт эпидемиологии имени И.Н.Блохиной.

 

  • Братство Кирилла и Мефодия. ул Грузинская.1890-е
  • Братство Кирилла и Мефодия. ул Грузинская.1890-е
  • Описание:

    Фото из фондов ГКУ ГАрхАДНО

  • Здание дома Санпросвета. Сбор первомайской колонны секции Здравохранения Горсовета в 1927 году
  • Капитальный ремонт здания решено начать с той части дома, где находился храм
  • Капитальный ремонт здания решено начать с той части дома, где находился храм

 

Кирилл и Мефодий

Кирилл и Мефодий, славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Кирилл (до принятия монашества в начале 869 — Константин) (около 827—14.2.869) и его старший брат Мефодий (около 815—6.4.885) родились в г. Фессалоники (Солунь) в семье военачальника. Кирилл получил образование при дворе византийского императора Михаила III в Константинополе, где одним из его учителей был Фотий. Хорошо знал славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский языки. Отказавшись от предложенной ему императором адмиральской карьеры, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал философию (получил прозвище "Философ"). В 40-х гг. успешно участвовал в диспутах с иконоборцами (см. Иконоборчество); в 50-х гг. был в Сирии, где одержал победу в богословских спорах с мусульманами. Около 860 совершил дипломатическую поездку к хазарам.

Мефодий рано поступил на военную службу. 10 лет был управителем одной из населённых славянами областей. Затем удалился в монастырь. В 60-х гг., отказавшись от сана архиепископа, стал игуменом монастыря Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря.

 В 863 Кирилл и Мефодий были направлены византийским императором в Моравию в целях проповеди христианства на славянском языке и оказанию помощи моравскому князю Ростиславу в борьбе против немецких феодалов. Перед отъездом Кирилл создал славянскую азбуку и с помощью Мефодия перевёл с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг (избранные чтения из Евангелия, апостольские послания, псалтырь и др.). В науке нет единого мнения по вопросу о том, какую азбуку создал Кирилл — глаголицу или кириллицу (большинство учёных считают, что глаголицу). Проповедь братьев на понятном моравскому населению славянском языке заложила основу национальной церкви, но вызвала недовольство немецкого католического духовенства. Кирилл и Мефодий были обвинены в ереси. В 866 (или 867) Кирилл и Мефодий, по вызову римского папы Николая I, направились в Рим, по дороге побывали в Блатенском княжестве (Паннония), где также распространяли славянскую грамоту и славянский богослужебный обряд. Папа Адриан II в специальном послании разрешил им распространение славянских книг и славянского богослужения. После приезда в Рим Кирилл тяжело заболел и умер. Мефодий был посвящен в сан архиепископа Моравии и Паннонии и в 870 возвратился из Рима в Паннонию. Немецкое духовенство, стремившееся расправиться с Мефодием, путём интриг добилось его заключения в темницу; после освобождения из тюрьмы Мефодий продолжал свою деятельность в Моравии. В 882—884 жил в Византии. В середине 884 Мефодий вернулся в Моравию и занимался переводом Библии на славянский язык.

Своей деятельностью Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы. Эта деятельность была продолжена в южнославянских странах учениками Кирилла и Мефодия, изгнанными из Моравии в 886.

Литература:

Лавров П. А., Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности, Л., 1930;

Ильинский Г. А., Опыт систематической кирило-мефодьевской библиографии, София, 1934;

Попруженко М. Г., Романски С., Кирило-матодиевска библиография за 1934—1940 годы, София, 1942;

Грацианский Н., Деятельность Константина и Мефодия в Великоморавском княжестве, "Вопросы истории", 1945, №1;

Черных П. Я., К истории вопроса о "русских письменах" в житии Константина Философа, "Уч. зап. Ярославского гос. университета", 1947, в. 9 (19);

Теодоров-Валан А., Кирил и Методи, в. 1—2, София, 1920— 34: Георгиев Е., Кирил и Методий, основоположници на славянските литератури, София, 1956;

его же, Кирил и Методий. Истината за създателите на българската и славянска писменост, София, 1969;

Куев К. М., Към въпроса за началото на славянската писменост, "Годишник на Софийски университет", 1960, т, 54, кн.1.

его же, Отново за годината, когато е била съставена славянската азбука, "Исторически преглед", София, 1960, кн. 3;

Константин-Кирил философ. Юбилеен сборник по случай 1100 — годишнината от смъртта му, София, 1969.

 

С. А. Никитин.

 

Зарегистрируйтесь, пожалуйста, чтобы комментировать материалы сайта.

GearBest.com INT
Huawei